1918 год: Мариуполь в революционном вихре -14

Понедельник, Апрель 15th, 2013

Мариупольское уездное земство: год 1918

В течение года в Мариуполе власть менялась несколько раз, менялись политические лозунги и платформы, а земство… оставалось. И работало для общего блага! Круг вопросов, решаемых земством, по существу оставался таким же, каким ему определено было быть еще в 1864 году, когда учреждалось земство.

В один из самых трудных дней мая земская управа приняла обращение «К земским деятелям мариупольского уезда». В обращении, в частности, говорилось: «Никакие бури и невзгоды не должны умалить энергии земских деятелей. Наоборот, чем бури разительнее, чем невзгоды жестче, тем тверже они должны стоять на страже добытого революцией права на самоуправление, тем энергичнее борясь со всеми бурями и невзгодами, вести свою тяжелую, ответственную, но полезную и благодеятельную для народа работу…
Земские деятели должны в полном сознании важности и ответственности порученного им дела, отдать служению народа все свои силы, и, опираясь на доверие общества, дружными усилиями, сплотившись в одну тесную семью, группируя вокруг себя сознательные элементы общества, всех, кому близки нужды народа, кому дороги великие идеалы свободной культурной жизни народа, приняться за строительство народной жизни на новых началах, поднять земскую работу на ту высоту, на которую может стать работа сознательного народа». («Наше життя», 24 мая 1918 года).
Правда, в борьбе за единовластие большевики в начале марта предприняли попытку приостановить деятельность земства. Вот как об этом 12 июня рассказано в одной из публикаций газеты «Наше життя» — печатном органе мариупольского и городского самоуправления.
«В начале марта с.г., когда большевики захватили в нашем уезде в свои руки почти все общественные учреждения, около 40 волостных земств было упразднено советами. Остальные 26 земств сохранились и продолжали свою работу, невзирая ни на какие требования, приказы и декреты. Советы просуществовали около одного с половиною месяца и как только фронтовики изгнали красную гвардию из Мариуполя, земства снова приступили к работе. В настоящее время во всех волостях уезда функционируют земства, восстановленные по почину сельских сходов или волостных собраний».
Об этом же эпизоде шла речь 8 июня на чрезвычайной сессии Мариупольского земского собрания.
Открывая сессию, представитель земской управы М.Т. Балыков, в частности, сказал: «Когда мы собрались в последний раз (это было 4 марта 1918 года – П.М.), мы не были уверены, что опять соберемся.
Последнее земское собрание было созвано тогда, когда большевики заявили, что земские учреждения должны быть распущены. Это было самое тяжелое время… Но сейчас настало время для возобновления деятельности земства…».
Мысль М.Т. Балыкова продолжил председатель сессии Ю.В. Трифелев. «…С честью выйти из этого тягчайшего в истории земства периода удалось только благодаря тому, что наша земская управа с ее председателем во главе высоко держала знамя земства… Земская управа не сложила рук: ни школ, ни других нужных для населения учреждений не закрыла, земской деятельности не прекращала…» («Журнал Мариупольского уездного земского собрания чрезвычайной 8-9 июня 1918 года сессии», с. 3-4).

Х Х Х

Чем же конкретно занималось Мариупольское земство, его управа в 1918 году?
Для начала назовем только формулировки повесток дня заведений. Земские гласные на своих заседаниях сумели обсудить достаточное количество жизненно необходимых для города и уезда вопросов. Вот только некоторые из них:
— о земских почтовых станциях и о почтовых лошадях в них;
— о переходе уездной милиции в ведение уездного старосты;
— об организации центрального музея в Мариуполе;
— об увеличении за счет уездного земства зарплаты учителям образцового при Мариупольской учительской семинарии училища;
— о реформе постановки учебно-воспитательного дела в еврейских и немецких земских начальных училищах;
— об изменении сети и об открытии высших начальных училищ;
— об открытии аптечного склада при земской управе;
— о реорганизации учебных мастерских в народных училищах и преобразовании их в ремесленные школы;
— о приобретении имения у наследников барона Н.А. Корфа для открытия в нем среднего учебного заведения;
— о ходатайстве Каранского волостного земства об оказании помощи пострадавшим от пожара.
— об увеличении кредита на приобретении учебных пособий и др.
На своих заседаниях земские гласные принимали конкретные решения. Мы выше, к примеру, назвали только те вопросы, по которым были положительные, конструктивные постановления.
Уездная земская продовольственная управа в то время старалась решить самую насущную проблему – снабжение населения города хлебом. 29 марта она публикует для населения телеграмму-обращение следующего содержания: «Население города Мариуполя, заводов и порта в настоящее время переживает тяжелый момент из-за отсутствия в городе хлеба. Уездная продовольственная управа просит население, имеющее излишки зерна, выполнить свой гражданский долг перед революцией – выполнить декабрьские, январские, февральские наряды на поставки хлеба для нужд Красной Армии и населения». («Революционное слово», 29 марта).
Как и в предыдущие годы, значительное внимание земские гласные уделяли рассмотрению текущих и перспективных вопросов.
На одном из собраний был рассмотрен и утвержден перспективный (до 1924 года!) план развертывания сети земских школ: в уезде должна была быть создана единая школа в виде трех ступеней — начальные училища, высшие начальные училища и средние учебные заведения (гимназии), чтобы от всеобщего начального обучения, которое только в Мариупольском уезде было введено еще в 80-е годы Х1Х столетия, начать переход к общему среднему образованию. Для этого кроме пяти высших начальных училищ, которые уже функционировали, должны были быть открыты в уезде еще тридцать семь: в 1918 г. – 10, в 1919 г. – 4, в 1920 г. – 5, в 1921 г. – 4, в 1922 г. — 4, в 1923 г. – 5, и в 1924 г. – 5. («Журнал…», с. 69).
Усадьбу известного в уезде педагога и земского деятеля Н.А. Корфа в саде Нескучном планировалось выкупить у наследников и открыть в ней среднее учебное заведение – гимназию. Тем самым будет выполнено постановление земского уездного собрания о создании учебного заведения имени выдающегося педагога, которое было принято еще в 1893 году. («Журнал…», с.36).
Рассмотрев вопрос об увеличении кредита на приобретение учебных пособий, земское собрание записало в протоколе следующее: «Следует внести в первоначальную смету на эти цели 65205 рублей, так как следует считать возможной полную Украинизацию 145 школ в селах с украинским населением… Для удовлетворения потребности в украинских учебниках потребуется приблизительно 32-35 тысяч экземпляров, а это потребует минимум 40 тысяч рублей». («Журнал…», с. 109-110).
Переводились на родной язык обучения школы в еврейских и немецких поселениях. Вот как, к примеру, планировалось организовать обучение в еврейских школах: школьники должны были изучать родной язык, древнееврейский язык, Библию, Пророки, историю евреев, государственный язык, математику, эпизоды из истории Украины, географию и естествознание. Составить учебные программы поручалось Совещанию учителей еврейских начальных училищ («Журнал…», с.27-28).
С целью увеличения учительских кадров (а они с 1911 года готовились Мариупольской учительской семинарией), решено было открыть при семинарии подготовительные классы, чтобы выпускники высших начальных училищ могли стать студентами семинарии.
Среди многих вопросов, рассмотренных земскими собраниями, обратим внимание на постановление об организации Центрального уездного музея в Мариуполе. Характерно, что текст доклад по этому вопросу зав. отделом внешкольного образования И.П. Коваленко и текст постановления в «Журнале Мариупольского уездного земского собрания…» представлен на украинском языке. Предусматривалось, что для начала музей будет иметь следующие отделы: педагогический, естественнонаучный, экономический и санитарно- медицинский. Земские гласные единогласно утвердили эту программу и выделили для ее реализации соответствующую сумму. («Журнал…», с 117-118).
Завершая этот непростой год, «Мариупольские известия» имели право 14 декабря 1918 года написать следующее: «В то время, как земства переживали и переживают финансовый кризис, Мариупольское земство делало героические усилия, чтобы не закрыть ни одной из школ, ни одной из больниц в уезде. И это в результате удалось земству: ни одна из школ или больниц не была закрыта».
Вот так, в сложнейших условиях 1918 года, при различных режимах и правителях, работало земство Мариупольского уезда, делая в меру своих возможностей немало полезного для населения города и Приазовья.

Павел МАЗУР, краевед.

 

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Оставить комментарий