Академик архитектуры Николай Толвинский

Среда, Апрель 11th, 2012

В Мариуполе сохранилось немало интересных в архитек­турном плане зданий. К сожалению, время не донесло до нас имена авторов проектов большинства из них. Одним из исключений из этого прискорбного правила является двухэтажный корпус на улице Георгиевской, 69, построенный в конце XIX века для Алексан­дровской мужской гимназии, который на протяжении без малого семи десятков лет занимает Мариупольский ин­дустриальный техникум, в последнее время он носит новое мудреное  название –  Мариупольский индустриальный колледж государственного высшего учебного заведения Приазовский государственный технический университет.


В историческом теперь документе с пространным названием «Отчет о состоянии Мариупольской Александ­ровской гимназии за 1899 гражданский год» (он сейчас хра­нится в краеведческом музее) напечатано: «Здание (гим­назии — С.Б.) построено по премированному плану академика  Толвинского, измененному согласно указаниям конкурсной комиссии академиком Бэром». Вот откуда мы знаем автора проекта здания, о котором шла речь выше.

Прежде чем приступить к изложению биографии архитектора, стоит, наверное, привести одну подробность, касающуюся проектирования здания гимназии, а точнее привязки его к местности. Первоначально было задумано так расположить гимназию, чтобы ее парадный фасад был обращен в сторону Александровского сквера (теперь он называется Театральным), и тем самым украсить центр города. Но педагогический совет в довольно жесткой форме выразил свое несогласие, ссылаясь на то, что классы будут плохо освещены, поскольку большинство их окон будет направлено на север. К мнению наставников гимназистов прислушались, и гимназию построили фасадом на Георгиевскую улицу. Так красота уступила рациональности. Но обратимся к биографии архитектора.

Николай Константинович Толвинский входит в плеяду выдающихся зодчих, работавших в Украине. Поэтому не случайно биографические сведения о нем помещены в ряде справочных изданий, таких, например, как «Словник художникiв України» (Київ,1973), «Митці України. Енциклопедичний довiдник» (Київ,1992). К слову сказать, эти книги можно найти и в Мариуполе.

Поскольку Н.К. Толвинский был академиком архитектуры, его биография включена в «Юбилейный справочник Импе­раторской академии художеств, 1764-1914″, составленный Сергеем Никодимовичем Кондаковым. Словарь Кондакова — так называют для краткости этот справочник — хорошо известен тем, кто бо­лее или менее серьезно занимался историей русского изоб­разительного искусства XVIII — начала XX века.

Так вот, в словаре Кондакова о Николае Константиновиче сказано следующее: «Родился в 1857 году. Ученик Акаде­мии художеств с 1876 года. В 1880 г. окончил курс наук и получил 2 серебряные медали. В 1882г. — одну серебряную, в 1883 г. — одну серебряную и две золотые за программу «Проект великокняжеского загородного замка на Юге Рос­сии», в том же году дано звание классного художника второй степени. В 1884 г. — звание классного художника первой сте­пени, в 1889 г. — звание академика».

Забегая вперед, скажем, что с 1889 по 1900-й год Н.К. Толвинский работал в Одессе. Поскольку центр учебного окру­га, в который были включены школы и гимназии Мариупо­ля, находился в этом городе, то нет ничего удивительного в том, что для проектирования здания мариупольской гимназии был привлечен, как мы знаем, одесский архитектор.

В восьмидесятые годы ХХ столетия наиболее под­робно изучил жизненный путь и творчество Н.К. Толвинского, как, впрочем, и других зодчих Одессы, архитек­тор и историк архитектуры Валентин Александрович Пилявский. Для этого он исследовал архивные материалы и литера­турные источники Одессы, Киева, Москвы, Петербурга (в то время еще Ленинграда) и других городов. Для широкой пуб­лики им были напечатаны в газетах его  популярные очерки о создателях неповторимого архитектурного облика черно­морской жемчужины. В.Пилявский так охарактеризовал Николая Константино­вича: «Глубокие знания истории архитектуры, инженерных дисциплин, современных достижений строительной техни­ки, умение в каждой постройке выразить эти знания, добить­ся убедительной планировки и выразительного облика по­зволили Толвинскому стать лидером зодчих Одессы, со­здать свою мастерскую — школу».

Опубликованные труды упомянутого выше исследовате­ля, статьи в журнале «Зодчий» (он издавался в 90-е годы XIX века), другие источники позволяют бегло перечислить наи­более значительные работы академика Толвинского одес­ского периода его творчества. В сотрудничестве с архитектором Адольфом Борисовичем Минкусом в нача­ле 1890-х годов он строит несколько жилых зданий, выде­ляющихся оригинальностью пространственного и пластич­ного решения. Современные адреса этих домов: ул. Пастера, 28, ул. Свердлова, 10, дом на углу ул. Советской Армии и ул. Островидова. В 1892 году был осуществлен проект пристройки лечебного корпуса одесского курорта «Куяльник».

Этапной работой мастера стало строительство здания земской управы и судебных установлений, завершившее композиционное оформление привокзальной площади в  Одессе. Право на осуществление этого проекта Н.К.Толвинский по­лучил в результате довольно представительного конкурса, в котором принимали участие среди других и такие столич­ные корифеи, как Германн Шеврембранд и Виктор Шретер. Мастер достиг значительных успехов в проектировании учебных заведений, в том числе ремесленного, народного и женского училищ, комплекса школы-интерната для Товарищества школы садоводства на Малом Фонтане. Но вершиной твор­чества Н.К. Толвинского в этом плане были построенный по его проектам ряд корпусов для факультетов и лабораторий Новороссийского (ныне Одесского) университета, которые вошли в число наиболее значительных архитектурных про­изведений Украины конца XIX века.

Наряду с работами для Одессы Толвинский выполнил ряд заказов для других городов. В частности, по его проектам были построены городская библиотека в Херсоне (1896 г., с использованием проектного решения Ф. Гонсиоровского), Полтавское ремесленное училище (1895 г.), колония для рабочих Товарищества Невской ниточной мануфактуры (1896 г.), Харьковская губернская земская управа (1896 г.). В некоторых источниках называют еще и театр в Иркутске, но это, скорее всего, ошибка. В 1899 году Толвинский разработал эскизный проект церкви во имя Святой Великомученицы Варвары в деревне Караджи Евпаторийского уезда в Крыму, по каким-то причинам не осуществленный.

Николай Константинович сочетал напряженную практи­ческую деятельность по строительству жилых и обществен­ных зданий с преподавательской работой в стенах Одесско­го художественного училища. В его мастерской проходили стажировку ведущие архитекторы практически всех южных городов страны.

В 1900 году Толвинский избирается ординарным профессором Варшавского политехнического университета имени императора Николая II по кафедре архитектуры и переезжает в Польшу, где создает там свою архитектурную школу. Напомним, что Варшава была центром Царства Польского, которое с 1815 по 1915 год было частью Российской империи, так что переезд Николая Константиновича из Одессы в Варшаву не был иммиграцией.

Насколько известно, польский период его жизни не отмечен сколько-нибудь значительными архитектурными проектами. Скорее всего, в силу своего возраста он отошел от архитектурной практики, целиком сосредоточив­шись на преподавательской работе. Он участвовал в общественной жизни столицы, был членом комитета сооружения памятника  Фредерику Шопену в Варшаве. Время сохранило для истории дату – 15 мая 1909 года. В этот день Толвинский работал в составе жюри конкурса проектов памятника великому польскому композитору. Однако нужно отметить, что польский период жизни и творчества Николая Константиновича освещен в литературе слабо, во всяком случае русскоязычной. Но известна точная дата кончины Мастера, которая последовала в Варша­ве 7 декабря 1924 года.

Сын Николая Константиновича Тадеуш (1887– 1951гг.), вероятно, не без влияния отца стал известным польским архитектором. Так, по совместному проекту архитекторов Тадеуша Толвинского и Антона Дыгата было построено с 1927-го по 1938 год здание Национального музея на Иерусалимских аллеях в Варшаве, которое стало достопримечательностью польской столицы. Варшава в годы Второй мировой войны была практически стерта гитлеровцами с лица земли. За восемь недель со дня освобождения в тяжелейшей обстановке 1945 года был разработан эскизный план, определивший основные принципы восстановления и развития города. Этому польский народ обязан архитекторам, которые трудились в период оккупации в варшавском подполье, в том числе и  группа профессоров и ассистентов кафедры градостроительства архитектурного факультета Варшавского политехнического университета под руководством профессора Тадеуша Толвинского.

Сергей БУРОВ.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий