АЛЕКСЕЙ КРАВЧЕНКО И «АЗОВСТАЛЬ»
Среда, Январь 11th, 2012«Произведения Кравченко — большой дар нашей стране, нашему времени».
Так в первые годы Советской власти писал А.В.Луначарский. Прошедшие с тех пор десятилетия в полной мере подтвердили справедливость этой высокой оценки. Вот что пишет уже в наши дни народный художник СССР О.Верейский: «Кравченко принадлежит к тем художникам, кому советская графика обязана своей славой. Виртуозная техника его гравюр является, безусловно, новаторской. Наряду с В.А. Фаворским он может быть назван одним из родоначальников советской ксилографии. Не случайно в свое время появление нового таланта с энтузиазмом приветствовали Б.М. Кустодиев, А.Н. Бенуа, А.П. Остроумова-Лебедева». И еще: «В становлении советского изобразительного искусства роль А.И. Кравченко бесценна».
Он родился в крестьянской семье в Покровской слободе Самарской губернии, расположенной напротив Саратова (ныне город Энгельс). Он рос без отца, которого лишился в двухлетнем возрасте, но в семье Кравченко были крепки нравственные народные устои. Отсюда многие качества души и характера Алексея Ильича: любовь к труду, родному краю, чувство достоинства и национальной гордости, сопричастности судьбе своего народа.
Учился он в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также некоторое время в Мюнхене, в студии Ш.Холлоши. В то же самое время у прославленного мастера учились и ставший позднее знаменитым В.А.Фаворский, и мариуполец А.П.Могилевский, также внесший вклад в становление советской графики. Скорее всего семнадцатилетний Кравченко был знаком, и даже близко, с нашим земляком Александром Павловичем Могилевским. Вот что читаем в письмах юного Кравченко к матери: «К вечеру уже в Мюнхене… Сидели в номере… На другой день пошли в Королевскую Академию узнать, нет ли русских. В Мюнхене, оказывается, целая компания русских. И притом очень простых парней. Они нас пристроили в школу знаменитого в Германии профессора Холлоши».
Трудно удержаться, чтобы не процитировать еще несколько строк из писем, которые слал Алексей Ильич из Мюнхена: «В общем, чем больше живу, тем больше нравится мне здесь. А никогда я Россию не поменял бы на Германию. В особенности Волгу-матушку. Пишите чаще, а то, право, помрем с тоски, ведь одно утешение в неметчине -получать и читать русские письма».
Октябрьскую революцию он встретил восторженно. В первые годы Советской власти участвовал в художественном оформлении массовых революционных праздников в Москве и Саратове.
Вначале Кравченко выступал как живописец и мастер станкового рисунка, близкого к традициям известного творческого объединения «Мир искусства». «С 1921 года, -пишет Большая Советская Энциклопедия в статье о Кравченко, — работал гл.обр. в технике ксилографии (К. -один из создателей советской ксилографии), а также линогравюры и офита».
К 1935 году, когда Алексей Ильич приехал в Мариуполь, он был уже прославленным художником с устоявшейся репутацией выдающегося мастера.
Каким образом А.И.Кравченко попал в наш город?
Г.К.Орджоникидзе, руководивший наркоматом тяжелой промышленности, энергично добивался, чтобы подвиг советского рабочего класса, невиданными темпами осуществлявшего индустриализацию страны, получил достойное отражение в литературе и искусстве.
По инициативе Серго большая группа ведущих московских и ленинградских художников поехала в мае 1935 года на заводы и предприятия юга Украины для знакомства с их тружениками и создания произведений о них. Эти произведения предполагалось подготовить к большой юбилейной выставке, которая должна была открыться в 1937 году к 20-летию Октября.
23 мая 1935 года в составе этой группы и прибыл в Мариуполь «известный график Кравченко», как аттестовал его «Приазовский пролетарий».
Пусть читатель не сочтет за отклонение от темы, но здесь, думаю, необходимо сказать несколько слов и о других членах группы деятелей искусства, потому что их посещение Мариуполя является, несомненно, значительным событием в истории культуры нашего города.
Гостей было больше двадцати, но я перечислю лишь тех, кому Большая Советская Энциклопедия (3-е изд.) посвятила отдельные био-, библиографические статьи (иногда с портретами). Это Кукрыниксы — их знают все: М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов. Это Борис Владимирович Иогансон, классик советской живописи. Его полотна «Допрос коммуниста», «На старом уральском заводе», «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола» воспроизводятся в школьных учебниках. Это Сергей Дмитриевич Меркуров, скульптор-монументалист. Тоже классик советского искусства. Люди старшего поколения помнят статую В.И.Ленина работы С.Д.Меркурова в Зале заседаний в Большом Кремлевском дворце.
Остальных перечислю без эпитетов и комментариев: Павел Варфоломеевич Кузнецов, Федор Семенович Богородский, Михаил Иванович Авилов, Евгений Александрович Кацман, Илья Иванович Машков, Иван Николаевич Павлов. Остальные в БСЭ не попали, но тоже были талантливыми и выдающимися — сведения о них есть в отраслевых справочниках.
Вот такое созвездие знаменитостей и талантов, такая блестящая плеяда творцов советского искусства приехала в Мариуполь 23 мая 1935 года.
Гости побывали у металлургов завода имени Ильича и «Азовста- ли». «В кабинете тов. Радина (директора завода имени Ильича. — Л.Я.) в присутствии управляющего объединением «Трубосталь» тов. Иванченко, — сообщал «Приазовский пролетарий», — состоялась беседа с техническим персоналом завода. В беседе были затронуты вопросы истории завода, его мощности, реконструкции. Затем делегация осмотрела ряд цехов, ознакомилась со строительством для рабочих».
Вечером того же дня посланцы Орджоникидзе беседовали с директором «Азовстали» Яковом Семеновичем Гугелем, который рассказал о строительстве и работе молодого металлургического гиганта. Подъехали и первый секретарь Мариупольского горкома партии Александр Григорьевич Дисконтов, и председатель горсовета Голышев. Беседа затянулась, и в полночь вместе с Гугелем, Дисконтовым и Го- лышевым делегация наблюдала выпуск плавки из домны.
«Все виденное на заводе имени Ильича и «Азовстали», -писал «Приазовский пролетарий», — произвело на художников колоссальное впечатление. Они особенно были поражены удивительной чистотой на домнах и в мартене «Азовстали».
24 мая осмотр завода и знакомство с тружениками продолжается. В тот день состоялась встреча мастеров искусств со знатными металлургами «Азовстали». Вместе с Гугелем, первым секретарем горкома партии Дисконтовым и парторгом завода Каспаровой делегация совершила на азовстальском катере прогулку по Азовскому морю.
Вечером гости поехали в Харьков.
Два дня, всего лишь два дня побывали мастера искусств в Мариуполе в мае 1935 года. Казалось бы, каких творческих результатов можно ожидать от столь мимолетного посещения. Но результаты были, и сегодня мы рассмотрим, как отразилась эта поездка в творчестве лишь Алексея Ильича Кравченко.
Он успел сделать множество набросков, к которым возвращался в своей работе в последующие годы. Поразительно, что в суматохе этих двух дней Алексей Ильич успел еще и написать для «Приазовского пролетария» статью «Незабываемые впечатления».
«Я получил огромное впечатление благодаря товарищу Орджоникидзе, который послал нас, художников, на заводы, — писал он. — Этим самым создается ясная, четкая линия в наших творческих планах. Эти планы, возникшие на основе не только полученных впечатлений, но и знания людей, создают в нас уверенность в том, что свои картины, скульптуры и гравюры мы выполним к юбилейной выставке 1937 года.
Самым поразительным моментом при знакомстве с заводами является новый человек Советской страны, кующий социализм, создающий базу, крепкую, как сталь, для будущего бесклассового общества.
Совершенно незабываемы наши впечатления. Сильные феерические картины задуманы нами у пылающих домен, мартенов и прокатных станов. Мы покажем на фоне всего этого родные прекрасные лица рабочих, озаренных пламенем горячего металла».
На наше письмо Центральный музей Революции СССР ответил, что у них хранятся следующие графические работы А.И.Кравченко азовстальского цикла:
1. «Азовсталь». Ковши. 1935, бумага, карандаш.
2. Завод «Азовсталь», г.Мариуполь. Вид на завод со стороны бульвара. 1938, бумага, карандаш.
3. Горячий цех. Домны завода «Азовсталь». 1938, бумага, офорт.
4. Разлив чугуна. «Азовсталь», 1938, бумага, офорт.
5. Доменный цех. «Азовсталь». 1935, бумага, тушь.
6. Вид на доменный цех через мост. Завод «Азовсталь», 1939, бумага, карандаш.
Как видим, над азовстальской темой художник продолжал работать практически до конца своей жизни. Созданное им по этой теме не ограничивается лишь тем, чем располагает Центральный музей Революции СССР.
Биограф и исследователь творчества А.И.Кравченко Софья Васильевна Разумовская о поездке художника по Украине в 1935 году пишет: «Самое большое впечатление произвел на Кравченко завод «Азовсталь» в Мариуполе. Он рисовал интерьеры огромных сталелитейных и чугунолитейных цехов, домны, портреты рабочих. Эффектны рисунки цеха, где огненным потоком льется расплавленный металл («Азовсталь». Разливка чугуна, «Доменный цех», 1936). В 1938 году художник выполнил по ним несколько великолепных офортов («Разливка чугуна», «Доменный цех», «Плавка стали»). Их отличают крупные обобщенные формы, монументальные композиции, смелые световые решения (сверкающие фонтаны расплавленного металла и темные плотные силуэты фигур)».
Нелишне привести и мнение об азовстальском цикле уже упомянутого выше Ореста Верейского:
«Кравченко — романтик. Этот термин нисколько не противоречит нашему отношению к нему как к убежденному и последовательному представителю реалистического искусства. Именно романтическая черта натуры неразрывно связала творчество художника с тем героическим периодом, какими были (и навсегда останутся для нас) годы великих строек тридцатых годов. Именно в эти годы, совпавшие с расцветом таланта Кравченко, его романтизм выявился особенно ярко. Индустриальные мотивы Днепрогэса, «Азовстали» трактованы им так, что уже кажутся недостаточными слова «героика» или «романтизм»: художник задумал эти произведения как гимн труду, человеческому разуму, как прославление навечно тех, кто «сказку сделал былью».
Я собираю материалы по теме «Азовсталь» в художественной литературе». Часть этой «коллекции» «Приазовский рабочий» уже опубликовал. Но Южная Магнитка воспета и в других видах искусства.
Напомню о пребывании в нашем городе Константина Богаевского, одного из самых талантливых учеников Куинджи. Он тоже создал серию работ об «Азовстали». Вместе с циклом А.И.Кравченко и творениями других мастеров это представляет собой бесценное собрание произведений литературы и искусства о жизни и труде азовстальцев.
Лев Яруцкий
«Приазовский рабочий», 11 февраля 1989 г.
Оставить комментарий