АЗОВСТАЛЬСКИЕ ДНИ КОНСТАНТИНА БОГАЕВСКОГО

Воскресенье, Октябрь 6th, 2013

 В большом зале картинной галереи города Феодосии экспонировались работы акварелистов. Под одной из акварелей надпись: «Рыболовецкие суда в гавани Шмидта в Мариуполе». Художник К. Богаевский.

Ученик А. И. Куинджи, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Константин Федорович Богаевский (1872-1943) всю свою жизнь прожил в Феодосии. Кто только не приезжал к нему в былые времена, чтобы повидаться с художником, посмотреть его новые работы, поделиться мыслями об искусстве! Теперь об этих посещениях рассказывают фотографии на стенах. На фотографиях запечатлены разнообразные события: творческая работа художника, уголок мастерской, которого теперь не увидишь в натуре, прогулки, пикники. На других запечатлены встречи Богаевского с В. Вересаевым, М. Цветаевой, М. Волошиным, А. Грином, А. Остроумовой-Лебедевой.

Как известно, летом 1935 года Константин Федорович приехал в Мариуполь. Его приезд был связан одновременно с отдыхом и творческой работой. Разумеется, Богаевский провел в городе несколько дней. У кого-то останавливался, в чьем-то известный художник, ученик Куинджи, летом 1935 года останавливался в гостинице «Спартак». Это запомнилось, потому что явилось событием в размеренной жизни небольшого провинциального города, каким был в то время Мариуполь. Каких-либо подробностей о том не сохранилось. Приведенное мною свидетельство, понятно, косвенное. Однако у меня нет основания ему не верить.

     »Мариупольский порт»

Богаевский впервые приехал на родину учителя, долго стоял в задумчивости в конце Торговой улицы, в том месте, где когда-то находился дом, в котором родился А. И. Куинджи. Отсюда была хорошо видна грандиозная панорама строительства «Азовстали». Глядя на это величие, он вспомнил слова из письма своего друга-художника К. Кандаурова: «Брось на время романтику и перейди к реальной, повседневной жизни. Войди в эпоху, переживаемую нами, и ты займешь в ней видное место». И Богаевский решил перестроить свою лиру на индустриальный лад. Побывал на «Днепрострое» и вот теперь «Азовсталь».

Первое ощущение от строительства, развернувшегося у Азовского моря, было для него сложным. «Здесь меня поразил размах строительства, поразило то мастерство, с каким люди страны овладевают природой, — вспоминал художник, — и я попробовал писать индустриальные пейзажи, так мало схожие со всем тем, что сделал до сих пор».

Он все искал связи между строительством и пейзажем – с рекой Кальмиус, берегом моря, землей и небом, пытался понять, как это возможно передать композиционно. Как, к примеру, передать образ домны, вдохнуть душу в строительные детали, краны? Не будут ли они у него в картине «мертвыми истуканами»?

Любопытный пример первого подступа к новой тематике: немного наивная попытка выступить в жанре, который был непривычен и, более того, незнаком ему. Богаевский понимал, что фантазию в индустриальный пейзаж вводить нельзя, он должен быть достоверным. Кроме того, надо обладать терпением, чтобы выйти из тесного мира фантазий в широкий мир действительности. Тем более, что фотографическая передача развернувшейся стройки не имела смысла.

Вначале пейзажи новостройки не давались ему – он терял свое лицо, утрачивал своеобразие, писал так, как писали десятки художников. Однако это состояние длилось недолго. Неожиданно для самого себя он нашел то, что искал. В его работах появился колорит эпохи, ритм напряженных будней. Мир его новых работ стал иным, чем он был в начале века.

Натурные этюды, выполненные в нашем городе, совсем не то, что прежние его романтические пейзажи, и все же они представляют для нас огромный интерес, потому что с документальной точностью воссоздают уголки Мариуполя. О том, где побывал художник, можно судить по его работам. Эти рисунки и акварели в большинстве своем очень подробны и тцательны.

Почти все изображенные Богаевским места города угадываются сразу: это пейзажи новостройки, в которой он находит все новые мотвы и краски. Узнаются ближние и дальние окрестности: гавань Шмидта, река Кальмиус, порт. Многие азовстальские зарисовки художник делал «с верхней точки». И это не случайно – такая точка зрения доступна только на строительных площадках.

 »Индустриальный пейзаж»

Есть сведения о карандашном эскизе какой-то задуманной Богаевским в Мариуполе картины с изображением шхун в устье Кальмиуса. В нее, видимо, вошли натурные материалы, сделанные в нашем городе. Наиболее натурно достоверными являются: «Шхуна в порту», «Рыболовецкие суда», «Мариупольский порт». Ничего особенного в смысле содержания ,казалось бы, нет в этих работах. Просто трогает привычная картина: море, веет чем-то близким и родным. Чуть-чуть голубое небо, чуть-чуть плещет море. И мы готовы часами смотреть на вечный бег его, на нескончаемую игру оттенков. Чувствуется, что Богаевский перенял нечто от своего учителя. Это что-то заключалось, например, в певучести линий, в легкости, неосязаемости цвета, яркости изображения. Однако свой голос он проявлял в стилизации вполне конкретного мотива. Его работы очень натурны и вместе с тем условны.

Почти все они исключительно высокого живописного качества. Этот период дался Богаевскому не так уж легко. Он никогда не был особенно тороплив в реализации своих идей и замыслов, вынашивал их подолгу.

Мариупольские дни художника были наполнены работой. Время не давало передышки. На «Азовстали», увидев доменные и мартеновские печи, дышащие огнем, он не мог оторвать взгляда от величественной картины. Писать было невозможно от жары и от того, что освещение менялось с невообразимой быстротой. Один и тот же предмет в течение минуты менял свою окраску под воздействием слепящего пламени. Наблюдая это, Богаевский старался побольше запомнить, вобрать в себя, чтобы работать потом по памяти. Возможно, художник и сам не отдавал себе отчета, насколько увлек его пафос стройки, как глубоко он почувствовал рождение новой красоты.

От приазовских просторов, от голубых и синих тонов уходящего летнего дня, так характерных для мариупольской природы,  идут тончайшие акварельные звуки богаевского колорита.

В Феодосию он увозил огромное количество карандашных и акварельных рисунков и надежду, что, когда «пестрота впечатлений уляжется, в душе возникнет какое-то целое – нераздробленный образ», тогда он сможет взяться за большое полотно.

В картинной галерее города Феодосии, в фондах Богаевского ,хранится много рисунков, набросков, акварелей индустриальных пейзажей, рисованных художником в тридцатые годы. среди них и мариупольская тематика. Нужно сказать, что мариупольские впечатления заняли в художественном творчестве Богаевского определенное место.

Меня неотступно преследует мысль: возможно, какие-нибудь из этих набросков, эскизов, акварелей спрятаны в каком-нибудь частном собрании в нашем городе, и владелец его даже и не подозревает о богаевской его принадлежности? А возможно, безымянные рисунки схоронены в каком-либо музейном запаснике. Правда, в фондах выставочного зала имени А. И. Куинджи в Мариуполе хранится одна небольшая акварель «Море» работы Богае6вского без указания даты написания.

Тогда было лето, и он, возбужденный, довольный поездкой, написал своему товарищу А. В. Григорьеву:

«Я только что вернулся из Мариуполя, где провел замечательные дни на родине Куинджи… Прекрасная в Вас явилась мысль отметить там (в Мариуполе), на месте, жизнь и работу такого большого художника, как Куинджи.

И как это нам, его ученикам, не пришла раньше эта мысль в голову. Конечно, я с большим удовольствием пожертвую в основываемый музей его имени не одну свою работу, и, я думаю, что так же отнесутся к этому все другие его ученики».

В этих словах не было ни капли рисовки. Богаевский был слишком серьезным и правдивым человеком, чтобы не понимать значения этой задумки. Как видим, более полувека назад ученики Куинджи задумали создать музей на родине художника. Что этому помешало – трудно сказать. Сегодня мы можем сколько угодно возмущаться современниками и учениками великого художника. Однако стоит ли упрекать их в том, что они оказались неспособными довести это дело до конца? Видимо, были на то причины. Теперь же эта работа на нашей с вами совести, на совести земляков А. И. Куинджи.

 

Аркадий ПРОЦЕНКО

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий