Дорога в порт

Понедельник, Март 4th, 2013

На старых планах Мариуполя эта дорога именовалась —  Нижнее портовское шоссе. Начиналось шоссе там, где современный проспект Металлургов круто ниспадает к гостинице «Турист», а вторая его оконечность находилась близ теперешней троллейбусной остановки «Морвокзал». Появилось оно, вероятнее всего, одновременно с началом строительства порта у Зинцевой балки. Трудно сказать, что было раньше —   Нижнее портовское шоссе или параллельный ему отрезок Екатерининской железной дороги от станции Мариуполь до станции Мариуполь-порт. В мариупольских анналах сохранилась запись: «6 марта 1911 года владелец  портовского магазина В.И.Рыбальченко открыл автомобильный маршрут  «Город – порт» с остановками у часовни, у собора, у своего магазина». Часть этого маршрута пролегала  как раз по шоссе, упомянутого выше.

Санаторий «Металлург»

В середине 30-х годов прошлого века был проложен одноколейный трамвайный путь по улице Котовского, и дальше — вдоль моря к порту. Это был 4-й маршрут. По нему летом до войны ходили экзотические трамваи с открытым верхом. Разминовка встречных трамваев происходила на разъездах. Их было несколько, один из них  – «третий» —  находился неподалеку от бывшей железнодорожной школы. Вспоминается картина. Лето, жара, трамвай останавливается у 3-го разъезда в ожидании встречного, движущегося из порта. Пассажиры высыпают на улицу. Кто-то отправляется в рядом стоящий магазин, чтобы разжиться бутылкой пива  или ситро, кто-то идет к торговцу семечками,  тщедушному лилипуту со сморщенным старушечьим личиком, иные покуривают папиросы и махорочные самокрутки – у кого что есть. Наконец появляется ожидаемый вагон. Вагоновожатые обменивались жезлами, пассажиры занимали места в вагонах, движение продолжается.

Трамвайный маршрут №4 прекратил свое существование после того, как 17 марта 1971 года вместо трамваев в порт по Приморскому бульвару, — т.е. по бывшему Нижнему портовскому шоссе, — стали ходить троллейбусы маршрута № 4 «Драмтеатр — Азовское морское пароходства». Трамвайные пути были частично демонтированы. Слово «частично» употреблено справедливости ради – поскольку на улице Котовского проржавевшие рельсы можно было увидеть в окружении брусчатки через много лет после пуска троллейбусов 4-го маршрута.

«Нижнее портовское шоссе» — «Приморский бульвар», между ними были и другие названия приметного городского объекта Мариуполя. В середине 30-х годов, когда вдоль шоссе  на пригорках было построено несколько ведомственных санаториев и домов отдыха, появилось новое название   — улица Санаторная.  В 1949 году в преддверии 70-летия со дня рождения генералиссимуса, вождя всего прогрессивного человечества то ли по указанию «сверху», то ли по собственной инициативе, решено было дать улице Санаторной новое имя – проспект И.В.Сталина. Дать-то дали, а когда посмотрели на булыжную мостовую всю в колдобинах и ямах, несколько десятилетий не знавшую ремонта, на покосившиеся разномастные заборы, заросли бурьяна вдоль тротуаров, редкие фонарные столбы с разбитыми лампами, то пришли в ужас. О том, как была разрешена эта щепетильная проблема, рассказала в свое время ныне покойная доцент, кандидат технических наук Лена Назаровна Кудрявцева, в описываемый период ее отец Назар Львович Кудрявцев занимал высокий пост в нашем городе:

— Назар Львович часто ездил в Москву «выбивать» деньги для города. Посредником в этом деле было Постоянное представительство УССР при Совмине СССР. В этом учреждении он попросил денег на хотя бы асфальтирование проспекта Сталина. Там ему сказали, что такую проблему может решить только Берия. И дали телефон этого всемогущественного человека. Папу терзали сомнения: неизвестно, чем мог закончиться этот разговор – выделением денег на реконструкцию проезжей части проспекта или ссылкой в места не столь отдаленные за плохое состояние его, тем более, носящее имя Великого Вождя. Папа все же решился позвонить. Трубку снял сам Берия. Назар Львович сказал, что он —  председатель Ждановского исполкома, и что в городе есть проспект имени товарища Сталина, но из-за отсутствия средств невозможно его заасфальтировать.  Берия произнес лишь одно слово: «Хорошо», и тотчас положил трубку. Папу охватило волнение. Что означало это «хорошо»? Оставалось только  ждать. Трудно передать какие эмоции пришлось пережить папе. Но через сутки он узнал о выделении нашему городу определенной суммы для асфальтирования проспекта.

Кстати, очень долго это была единственная дорога с асфальтовым покрытием в исторической застройке города. Было большим удовольствием промчаться на велосипеде по гладкой поверхности проспекта имени Сталина от начала до его конца, вдыхая свежий морской воздух…

Иосиф Виссарионович отошел в мир иной, а его место занял, как известно, Никита Хрущев. Повременив немного, он осудил культ личности, и слетели с постаментов и огромные фигуры вождя в долгополой шинели, и его бюсты с маршальскими регалиями, а с ними и таблички в Мариуполе с надписью «Пр. им. Сталина». Их место заняли надписи «Санаторный проспект»…

18 января 1966 года первым секретарем Ждановского горкома КПУ был избран Владимир Михайлович Цыбулько. Он рьяно взялся за благоустройство города. В перечень намеченных им работ попал и Санаторный проспект. Там к тому времени асфальт, положенный стараниями Кудрявцева, износился, сквозь дыры на нем выглядывала старая брусчатка. Был выполнен проект реконструкции проспекта, вся его длина была распределена между  промышленными предприятиями и строительными организациями. И… все началось с раскачки. Дела шли вяло. Новому секретарю горкома это не понравилось. Ходила в народе то ли быль, то ли легенда, как в один осенний дождливый день Владимир Михайлович вызвал на совещание руководителей, причастных к реконструкции. Они прибыли в горком на служебных «Волгах». Чтобы сильно не замочить туфли,  быстренько проскочили по мокрому тротуару в здание. А навстречу к ним спускался по лестнице, прихрамывая Цыбулько. Он был в резиновых сапогах… На этот раз совещание прошло на ходу под проливным дождем, от места, где сейчас находится гостиница «Турист», до судоремонтного завода. Реконструкция после этого еще как оживилась. Когда она завершилась, бывшие шоссе, затем улица, потом проспект превратились в Приморский бульвар.

 

Сергей Буров

 

 

 

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий