История Левого берега

Понедельник, Март 14th, 2011

Еще не так давно Левого берега Мариуполя не существовало… История этого «города в городе» началась всего лишь семьдесят лет назад


Земля казаков

До революции Левый берег Мариуполя представлял собой степь с разбросанными по ней казачьими хуторами и станицами. Эти земли официально принадлежали Войску Донскому. И селились на них только донские казаки. Власть мариупольских чиновников, суды и т.д. никак не распространялась на казачьи поселения левого берега Кальмиуса.
Область Войска Донского прекратила существовать в 1920 году. Все, ранее автономные поселения оказались одинаково подчинены единому центру – Москве.

В 1930 году за рекой Кальмиус располагались села и хутора Успеновка, Косоротовка, Гнилозубовка, Калиновка, Троицкий. Еще на берегу стояли поселки Ляпино – к югу от нынешнего Ленинградского проспекта, и Найденовка – восточнее сегодняшней «Азовстали».

На морском берегу находилась Бузиновка – рыбацкий поселочек, маленький курорт на берегу моря. Бузиновка исчезла в середине 30-х – домики снесли и на их месте вырос «Азовсталь». Это далеко не полный список сел, поселочков и хуторов Левого берега. Думаю, сейчас в названиях многих сел вы узнали знакомые левобережные местности. Троицкий поселок и сейчас существует, но уже в черте города, к северу от улицы Таганрогской. Успеновкой называется частный сектор к северу от улиц Лепорского и той же Таганрогской.

Школы на Левом берегу действовали только в Успеновке, Троицком, Виноградном и Коске.

Мариуполь и левобережные села были связаны речным транспортом: через Кальмиус к железнодорожной станции ходил баркас, вмещавший около сорока человек.

Берег землянок

«Отцом» Левого берега стал завод «Азовсталь», а точнее, компартия и советское правительство. В 1930 году, 15 июня, в Москве было принято решение о строительстве металлургического завода в Мариуполе. Тогда же было утверждено место расположения будущего гиганта. Войска Донского уже не существовало, помешать стройке никто не мог. Вместе с «Азовсталью» начали строить и коксохимзавод – КХЗ. 7 ноября 1930 года был заложен фундамент доменной печи №1 «Азовстали».

Но история самого комбината – все же узкая тема, а всего Орджоникидзевского района – более обширная. Строительство «Южной Магнитки» стало комсомольской стройкой, люди приезжали издалека. Городская партийная конференция в сентябре 1930 года постановила отправить на строительство лучших мариупольских рабочих. Только горком комсомола послал 700 человек. Из окрестных сел стекались желающие работать.
Хутора и села на левом берегу Кальмиуса не могли вместить всех строителей и рабочих нового завода. Им негде было жить, некуда девать свои семьи, учить детей, их негде было лечить и хоронить, кстати, тоже.

В 1931 году начали строить первый левобережный поселок – для проживания азовстальских строителей. Сохранились сведения, что из-за нехватки техники, котлованы рыли лопатами вручную. Поэтому первый поселок прозвали Грабаровским. Жилье для строителей и рабочих возводили на месте пустырей, овражистой местности и бывших колхозных полей Успеновского сельсовета. Первым жильем были землянки и бараки без всяких удобств – вырастали целые поселки.

Потом строились уже дома барачного типа. Их заселили еще до того, как первая доменная «Азовстали» в 1933 году вошла в действие. Вокруг завода оформлялись мини-поселочки рабочих. Их называли «участками Азовстали»: 2-й, 3-й, 6-й… и все они появились до 1934 года. Эта нумерация участков сохранилась и сейчас.

Появление нового района

В середине 30-х годов на участках уже строились полноценные 2-3-хэтажные дома, и даже отдельные пятиэтажки. Тогда же стали выделять гражданам участки под индивидуальное строительство. До войны на Левом берегу успела появиться практически вся инфраструктура: детсады, магазины, медицинские учреждения. Было проведено электричество, радио и водопровод, правда, далеко не везде.

В 1936 появилась первая «городская» школа на Левом берегу, на 6-м участке — № 49. Под нее выделили приспособленное помещение. Школа тогда находилась на месте нынешнего металлургического техникума.

Первая «построенная» на Левом берегу школа – № 40, во время войны была сильно разрушена, а после восстановлена. В 1939 году в новоиспеченном Первомайском поселке, в районе улицы Лазо открыли школу № 51, она действует и по сей день.

Такая картина была на момент создания в 1940 году административной единицы – Орджоникидзевского района.
Серго Орджоникидзе, партийный и государственный деятель, в тридцатые годы занимал пост народного комиссара тяжелой промышленности. Строительство «Южной Магнитки» было в его ведении, он даже приезжал в Мариуполь. Страшный 1937-й год оборвал жизнь товарища Серго, но в далеком Мариуполе его помнили и уважали.

После войны

Тогда везде писали «левый берег», с маленькой буквы. Люди даже не выделяли его в отдельный район, а считали просто отдаленным поселком, до которого еще и нелегко добраться. Существовало еще официальное название «поселок «Азовсталь».

Во время войны Левый берег сильно пострадал. В полуразваленных школах от холода замерзали чернильницы. После того, как выгнали фашистов, одновременно с восстановлением «Азовстали», стали восстанавливать и левобережные постройки. Директор «Азовстали» Коган дал указание активно строить жилье на Левом берегу, где проживало большинство рабочих. Вследствие чего Коган поссорился с городским властями: те обвинили его в сепаратизме и потребовали, чтобы основные силы «Азовсталь» вкладывал в «правобережное» строительство.

На то время обвинение было предъявлено очень серьезное, и дело директора могло кончиться плохо. Однако Коган отстоял свою позицию. В первые 15 лет после войны Левый берег восстановился практически полностью. Был построен роддом, больничный комплекс, парк культуры и отдыха «Азовстали», стадион «Металлург»…

Только около пятидесяти лет назад Орджоникидзевский район связали с Ильичевским. Это произошло после постройки моста на улице Мухина в начале проспекта Ильича. Тогда же с остальным городом была связана Волонтеровка, в то время пригородное село.

К 80-м годам восточное направление застройки города стало приоритетным. Экологическая обстановка на Левом берегу сегодня лучше, чем во всем остальном Мариуполе.

Сейчас в Орджоникидзевском районе города проживает около 120 тысяч человек.

Мария Королева,

Надо.ua

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

5 Responses to “История Левого берега”

  1. Статья,как знаменитый «Краткий курс»,слишком коротка и условна…
    Дорогу на з-д Ильича построили ну никак не «около пятидесяти лет назад», а гораздо позднее.
    16-я украинская школа на Успеновке постройки 39-го года не упомянута вообще…

  2. К сожалению, ничего лучшего по истории Левого берега не нашла. Для меня вообще эта тема абсолютно незнакома…

  3. Видимо,Левый ещё ждёт своего Нестора :-)))

  4. Привет ! мариупольцы! Государство, Левый желает вам не кашлять!

  5. Привет братва. Знал Гапона, Туза. С Бибой поддерживаю хорошие отношения.
    Разделили нас с вами, друзья незабвенные. Но это только территориально. Ну не быть бандеровскому сапогу на долго в Приазовье. Здесь очень свежий ветер, а свежий воздух вредит бандеровцам, привыкшим к схронам.

Оставить комментарий