ИСТОРИЯ МАРИУПОЛЬСКИХ ЗАВОДОВ: НАЧАЛО

Четверг, Сентябрь 27th, 2018

Мариуполь волею судеб стал одним из центров металлургической промышленности.
Строительство в 1882 году железной дороги, в 1886–1889 годах торгового порта на Азовском море, близость к керченским рудам и донецкому углю, наличие рабочей силы, таможенная поли тика, большие государственные заказы, денежная реформа (введение в 1895 году золотой валюты) стимулировали иностранцев ввозить не товары, а капитал, в том числе инвестировать в строительство металлургических заводов.


Завод привезли пароходом 19 апреля 1896 года А. Ю. Ротштейн
из Пруссии и Э. Д. Смит из США обратились к правительству Российской империи за разрешением учредить «Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество». Целью общества была разработка залежей марганца и других полезных ископаемых в районе Никополя Екатеринославской губернии, а также строительство металлургических, трубных и корабельных заводов в Мариуполе.
Не ожидая решения властей, в США закупили металлургический завод с трубосварочным цехом. Пока его демонтировали за океаном, первое общее собрание акционеров избрало правление общества, а уже в июле рядом с городом начали работать геодезисты. Осенью того же года американский теплоход доставил в мариупольский порт материалы, вплоть до самого последнего гвоздя и кирпича.
Отдадим должное создателям завода — они не боялись рисковать и успех им сопутствовал.
Вот что рассказывает «любитель мариупольской старины» Александр Серафимович в своем очерке (газета «Приазовский край», 13 мая 1897 года):
«В пяти верстах от Мариуполя выстроен огромный металлургический завод. Он вырос поразительно быстро. Еще в прошлое лето там была голая степь; теперь же дымятся высокие трубы и краснеет кирпичными постройками целый городок.
Начали строить в сентябре, всю зиму шла лихорадочная работа по возведению зданий, кладка не останавливалась даже в морозы (прогревали паром), и с февраля завод пущен. Конечно, за такое короткое время невозможно было заказать, получить и установить машины, но основатели завода не остановились перед этим.
Они закупили в Америке уже работавшую фабрику и целиком перевезли ее в Мариуполь со всеми машинами и приспособлениями. Это стоило огромных денег, но зато тут оставалось только установить машины и пустить в ход.
Из-за чего, однако, такая лихорадочная поспешность? Да, видите ли, кучка иностранных капиталистов пронюхала, что можно заполучить недурной заказ на поставку труб для нефтепровода от Баку до Черного моря, и вот они сейчас же состряпали Никополь-Мариупольское общество, в Петербурге связи у них большие,заполучили заказ, а так как он срочный, так они духом, чисто по-американски, и соорудили огромный завод.

Что же вышло? Когда общество стало котировать на бирже свои акции, и двухсот рублей за акцию никто не давал, потому неизвестно, говорят, как еще у вас дело пойдет, улита едет — когда-то будет.
Мариупольцы, до этого в упоении восторга все щупавшие в кармане свои акции, при всем усилии казаться спокойными не могли удержаться. Почесали они себе поясницу и крякнули: «Но и народ же по нынешним временам стал! Пятнадцать тысяч лишних сдули!» Когда мне рассказывали эту историю, я хохотал до упаду: уж если мариупольцев ухитрились обдуть, значит, жженный действительно народ эти американцы…».

Монтаж оборудования начался в декабре, а уже 1 (13) февраля 1897 года был пущен трубосварочный стан. Эту дату и принято считать датой рождения Мариупольского металлургического комбината имени Ильича.

Дореволюционные акции завода стоили по 125 рублей золотом.

(Из книги «Сердце украинской металлургии. 120 лет ММК имени Ильича»)

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий