История мариупольских заводов: ПОСЛЕ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Понедельник, Декабрь 10th, 2018

Объединенные заводы в 20-е годы прошлого столетия стали называть «Мариупольскими объединенными металлургическими государственными заводами». Они вошли в число тех пяти заводов юга, восстановление и пуск которых планировались в первую очередь. Восстановление велось, в основном, на бывшем «Никополе», где оборудование было более новым. После смерти Ленина, на траурном митинге рабочие Мариупольских госзаводов приняли решение присвоить заводам имя вождя — Ильича. 22 февраля 1924 года на общем собрании председатель ЦИК Украины Г. Петровский сообщил о присвоении объединенному заводу имени Ильича.


Росла потребность в металле, на заводе начали пускать цехи. Ввели в строй три мартеновских печи и три прокатных стана. Началом реконструкции завода считается 1925 год. Причиной стала возросшая потребность в трубах и листовом прокате для нефтяной и судостроительной промышленности.
За годы Первой мировой и гражданской войн на заводах практически не осталось инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. И этот кадровый голод ощущался не один год.
ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ МАННЕСМАНОВСКИЕ
В 1928 году в Мариуполе началась стройка крупнейшего в Европе трубопрокатного (маннесмановского) цеха.
Строили быстро, хотя при закладке цеха работали грабари, а грузы перевозили лошади. В мае 1930 года состоялся пуск трубопрокатного цеха. Это была первая очередь новотрубного цеха, который должен был давать стране около 50% труб. Уже к сентябрю 1930 года цех работал на полную мощность. И хотя находился он в подчинении заводоуправления заводов имени Ильича, его называли заводом и присвоили ему имя В. В. Куйбышева. Датой вступления в строй маннесмановского стана № 2 принято считать 18 января 1934 года. А в сентябре 1936 года оба маннесмановских цеха завода имени Ильича были выделены уже в самостоятельный трубный завод имени
Куйбышева, который остался в тресте «Трубосталь». Завод же имени Ильича вошел во Всесоюзный трест качественных, высоко качественных сталей и ферросплавов «Спецсталь», имевший громадное оборонное значение.
Мариупольские заводы всегда были площадкой крупнейших для своего времени проектов промышленных строек.

СТАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Год 1932-й был годом окончания пятилетки, а для завода имени Ильича — периодом большой реконструкции: строилась вторая очередь новотрубного цеха, мартеновская печь. Завод имени Ильича начинает специализироваться на высококачественных специальных сталях. Для обработки горячекатаного листа на заводе 1 июля 1933 года был пущен листоотделочный цех. Он был первым в стране, его оборудование было поставлено из-за рубежа. С пуском цеха страна избавилась от необходимости везти сталь из-за границы — не секрет, что дефицит был такой, что автомобили выпускались с деревянными
кабинами и кузовами. Для выполнения капитальных строительных работ на заводе еще в 1929 году был создан УКС. В 30–40 гг. в его состав входили ремонтно-монтажный цех, котельный, деревоотделочный, лесорама, ремонтно-строительный, автогараж, три строительных участка на правах цехов, конный двор и главный магазин. Работало в УКСе около семи тысяч человек.
Строительство листоотделочного цеха избавило страну от необходимости возить сталь из-за рубежа.

(Из книги «Сердце украинской металлургии. 120 лет ММК имени Ильича»)

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий