Из Мариуполя снова в Крым

Четверг, Март 24th, 2011

Спросите  у любого из горожан, что такое Аутка, и вряд ли вы получите исчерпывающий ответ. Знатоки литературы, досконально  изучавшие творчество и биографии А.П. Чехова и А.М. Горького, могут, например, рассказать, что в 1900 году в небольшом  соседствующем с Ялтой селе Аутка в одном из частных домов  Ялтинское благотворительное  общество при участии этих корифеев литературы создало  пансионат Яузлар на 20 мест, а в 1903 году на его базе уже был создан  санаторий на 45 коек. И еще те, кто изучал когда-то  русскую литературу в объеме  средней школы, могут вспомнить, что в  Аутке была дача Антона Павловича Чехова, в которой он подолгу жил. А знатоки  географии Крыма могли бы добавить, что  в советское время село Аутка стало поселком Чехов, но потом влилось в состав большой  Ялты.

И только отличные знатоки истории  крымских греков могут поведать о том, что жители Аутки вместе с соседним  бывшим селом Фарфары, являются единственными потомками поселившихся  в Крыму античных греков. Ведь еще задолго до основания этих сел здесь  располагалось два древнейших поселения  прибывших из-за Понта греков.

Ауткинская долина с трех  сторон защищена горами. По ней протекала живописная река, которую греки называли Кремасто-Неро, а татары – Учан-Су. Местные жители выращивали в этой долине виноград, мушмулу,  гранат, хурму, лавр и являлись непревзойденными  ловцами устриц.

Рядом с Фарфарой (на месте которой местные греки основали новую деревню – Нижнюю Аутку) находился источник с очень вкусной и прохладной водой. Возле него часто собирались жители обоих сел, чтобы обсудить местные новости, подумать о завтрашнем дне, вспомнить о предании, в котором говорилось, что тот, кто хотя бы один раз напился из их  источника воды, обязательно должен  вернуться к нему.

Так было почти до половины лета 1778 года. Тогда в Ауткинскую долину прибыли гонцы, которые принесли весть о том, что митрополит Игнатий призвал всех христиан-греков избавиться от татарского ига и переселиться в Россию под руку православной императрицы. А потом священники начали  агитировать. И волей – неволей пришлось жителям Нижней и Верхней Аутки отправляться в далекий и неведомый путь, в последний раз напившись из легендарного источника.

Согласно суворовского реестра оба селения  покинули 167 человек: 81 мужчина и 86 женщин. В пути они держались вместе с выходцами Южно-бережных сел: Масандры, Магарача, Никиты, Большого и Малого Ламбата. И после долгих, длившихся два года скитаний поселились снова на берегу моря невдалеке от Белосарайской  Косы, образовав приазовскую Ялту. Правда, небольшая часть жителей  ауткинской долины поселилась вместе с выходцами из крымских городов в устье реки Кальмиус.

Прошло всего восемь лет, как жители Аутки покинули насиженные места. И  без них захирел устричный промысел, а этот  деликатес требовался к столу и императрицы, и самого Потемкина, и  всей придворной знати. И тогда в 1788 году в  Мариуполь поступает рескрипт светлейшего князя Потемкина: отправить в Аутку 20 семей ее жителей для возрождения устричного лова, при этом за казенный кошт. И счастливчики из отобранных  семей возвратились в родные места. И они верили, что вернулись на родину только потому, что пили воду из  источника, к которому нельзя было не вернуться.

Николай РУДЕНКО.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий