Киммерийцы, скифы, гунны – все побывали тут

Пятница, Ноябрь 12th, 2010

В первом тысячелетии до нашей эры на смену бронзовому веку приходит железный, характерный разложением  первобытно- общинного строя и возникновением  царств и союзов племен.

Один из таких племенных  союзов носил  имя киммерийцев. Едва ли не первым письменным источником, поведавшим об этом народе, является Библия. В десятой главе книги Бытия говорится о том, что  после всемирного потопа у сыновей Ноя родились дети, каждый из которых  стал родоначальником своего народа. Так вот, во втором стихе этой главы идет речь о том, что у Иафета  — младшего сына Ноя  первенцем был Гомер. И именно он, согласно Библии, стал родоначальником народа, который ассирийцы стали называть «гиммирам», что в переводе с клинописи, сохранившейся на глиняных табличках,  на греческий язык  означало киммерийцы.

О киммерийцах  упоминал и великий Гомер в своей  «Одиссее». В этой бессмертной  поэме есть, в частности такие строки: « Закатилось солнце, и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами».

А географ древности Страбон о них писал: «Киммерийцы некогда имели силу на Боспоре, вследствие  чего Боспор был  назван Киммерийским». Следует уточнить, что под этим названием Страбон имел в виду Керченский пролив. А живший в 4 веке до нашей эры древнегреческий историк Геродот, в свою очередь указывал, что киммерийцы занимали вначале ту страну, которую потом заняли скифы.

Это означает, что они кочевали по степям Крыма, Северного Причерноморья и северного Приазовья, в том числе и в наших краях. И ушли оттуда, как писал  Геродот,  под угрозой нашествия скифов.

Ушли, оставив  после себя следы в виде курганных погребений. Такие следы их пребывания  археологи нашли, в частности, возле села Орловского в Тельмановском районе и в поселке Ялта Первомайского района. А это означает, что в ходе перекочевок киммерийцы  не могли не побывать  в низовьях Кальмиуса.

Тот же Геродот в своей «Истории» писал, что скифы пришли в бывшие киммерийские степи, когда там уже не было киммерийцев. Пришли, двигаясь верхом на лошадях, а их жены и дети  в четырех –  и шестиколесных  кибитках, обтянутых войлоком и влекомых  безродными волами. Пришли в Северное Причерноморье и Северное Приазовье, чтобы остаться там на восемь веков.

За это время скифы  успели забыть, когда в эти степи пришли их предки, и стало им казаться, что они всегда жили здесь, рядом с греками – эллинами и их родоначальниками были герой-эллин Геракл и скифская богиня Земли Апи. Согласно легенде, изложенной Геродотом, от их временного брачного союза появились три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. От Гелона и Агафирса пошли скифы – земледельцы и скифы –пахари, а от  скифа – царские скифы, обитавшие  в приазовских и частично причерноморских степях.

Царские скифы в конце первого тысячелетия до нашей эры и начале первого тысячелетия  нашей эры переживали период  так называемой военной демократии, то- есть период, когда войны ведутся только ради  грабежа соседних и дальних народов и племен, период, когда войны являются постоянным промыслом. И поэтому, само собой разумеется, они были искусными воинами. О том, какую силу они представляли, говорит тот факт, что могущественный ассирийский царь Ассархадон, именовавший себя царем царей, откупился от скифов, выдав свою дочь за скифского царя Пиртатуа.

Долго скифы считались непобедимыми. Их не мог победить даже персидский царь Дарий. Но пришло время и начали их теснить родственные им сарматы. И оставили, как память о себе  множество курганов с захоронениями, в том числе в черте города и вокруг него, о чем рассказал  Е.В. Черненко в статье «Скiфськi кургани 5 столiття до н.е. поблизу м. Жданова»,  опубликованной журналом «Археология» за 1970 год. В пределах города, в частности, скифские курганы были расположены на территориях комбинатов «Азовсталь» и им. Ильича, в районе станции Сартана, а также на  бывшем аэродроме между  нынешними улицами  Покрышкина и Заворуева.  Последним возле поселка был расположен и изучен курган «Двугорбая могила», представлявший царское  захоронение.

В своей «Истории» Геродот приводит легенду о происхождении сарматов (савроматов). Она говорит о том, что однажды волею судеб и волн корабль с находившимися на его борту женщинами -  воительницами прибыло к месту, которое еще не так давно ученые помещали на обрыве в устье Кальмиуса. Выйдя на берег, они вскоре столкнулись со скифами.  И как были удивлены скифские воины, обнаружив, что воевали они не с мужчинами, а с женщинами… Удивленные, они рассказали об этом старейшинам и те  посоветовали  скифским юношам сблизиться с женщинами-воинами и взять их в жены, дабы удвоилась сила нового племени. Так со временем и произошло. Ушедшие было за Танаис амазонки со своими мужьями стали родоначальниками сарматов, а когда их союз разросся, они пришли на землю скифов, чтобы занять их место.

Так повествует легенда. А археология и история свидетельствует, что  сарматский племенной союз образовался в степях Приуралья и Поволжья путем объединения племен аорсов, сирков, языгов, алан и роксолан с главенствующей ролью последних.

Уже в 4 веке до нашей эры орды сарматского племенного союза начинают постепенно двигаться на запад и юго-запад. Особенно ускорилось это движение после того, как македонский царь Филипп, отец  Александра Македонского, нанес сокрушительное поражение войску главы скифского государства царя Атея. Если и до этого  вооруженные сарматские группы переходили за Танаис, то после поражения Атея сарматы вторглись в скифские края и вскоре распространили свою власть на приазовские и причерноморские степи. По побережью Азовского моря кочевали   роксоланы. Позже других  сюда пришли и аланы.

В Приазовье они вели кочевой образ жизни,  разводили крупный рогатый скот, овец и  мелкую породу лошадей. Мужчины занимались кузнечным, литейным, кожевенным, деревообделочным ремеслами, а женщины пряли, ткали, изготовляли изделия из войлока, вышивали, лепили из глины посуду. И  роксоланы и аланы были очень воинственными и, в отличие от скифов, тяжеловооруженными. Тяжелая конная лава сарматских воинов была страшна для всех в те времена. Даже для очень организованных и закаленных во многих боях римских легионеров. А им пришлось испытать удары этой лавы, когда  сарматы, пройдя по южным стенам, вышли на берег Дуная и стали делать  набеги на римскую провинцию Мизию.

Однако уже с середины 3 века нашей эры сарматы теряют свое господствующее положение в Приазовье и Причерноморье, и оно начинает переходить к племенам восточных ирманцев, объединенных в готский союз. Постепенно сарматы сходят с исторической арены, оставив после себя памятники культуры, хотя и не такие многочисленные, как скифские. Один из них в четырех километрах от  станции Сартана на  левом берегу Кальчика нашел  в конце 19 века русский ученый Н.Е. Бранденбург. Там, где соединились балки Кровавая и Пиявица он раскопал и изучил сарматское захоронение.

Новые пришельцы – готы – начали переселяться с Балтики на юг еще во 2 веке нашей эры. Как сообщал готский историк Иордан, они поселились «в Скифии» на побережье Черного моря и Меотиды (так тогда именовалось Азовское море). При этом они смешивались с местными  преимущественно скифо-сарматскими племенами и создали здесь политическое объединение, которое достигло вершины своего могущества  в середине  4 века. Однако оно было недолговечным. Конец ему положили в 375 году гунны.

Страшные, безбородые  даже в старости, не зная над собой ни царской, ни  княжеской власти, довольствуясь случайным предводительством кого-либо из старших по возрасту, они сокрушали все, что показалось на их пути. Под открытым небом родился, вырос на лошади гунн по имени  Баламбер. И вот, когда он возглавил племя, гласит легенда, гунны пошли на готов. Многие из которых  пали сраженные мечами и стрелами. А оставшиеся  в живых в ужасе покинули  обжитую ими землю, чтобы уйти далеко вослед солнцу и уже никогда не вернуться назад.

Исчадием ада нарисовала гуннов готская легенда. Фактически же они представляли  собой еще один племенной союз кочевников, сложившийся из тюркоязычных племен, прикочевавших из центральной Азии, и местных угров и сарматов. И неизвестно, то ли в семье Баламбера, то ли в какой другой родился мальчик, которому дали имя Аттилы. И это ему выпала доля со своими ордами пройти по необозримым пространствам, дойти до самого сердца Европы, чтобы под их ударами вздрогнул некогда великий Рим.

Как уже говорилось выше, материальных следов пребывания готов на  территории города нет. Но о том, что двигаясь вдоль берега моря на запад, гунны могли пройти по земле, на которой он сегодня стоит, говорит найденный археологами возле поселка Ялта их бронзовый  амулет.

После того, как в 453 году умер Аттила, а оставшиеся без его руководства гунны были разбиты в 455 году, влившиеся в гунский племенной союз утургуры  вернулись в северное Причерноморье и Северное Приазовье.

Возможно когда-нибудь во время какого-то строительства и обнаружатся следы  пребывания на территории Украины утургуров. А пока их нет. Как нет и материальных свидетельств  о том, что здесь побывали племена аварского союза, которые двигались по обычной  столбовой дороге кочевников, пролегавшей через Северное Приазовье.

Николай РУДЕНКО.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

2 Responses to “Киммерийцы, скифы, гунны – все побывали тут”

  1. на рисунке изображены мидийцы..щитов таких у киммерийцев не было.головные уборы отдаленно похожи на шлемы Белой Персии до царя Ксеркса первого,в общем..чепуха,не было других иллюстраций ?

  2. К сожалению, с иллюстрациями проблема. Если у вас есть возможность — помогите исправить. Будем благодарны!

Оставить комментарий