Мариуполец, который танцевал музыку
Вторник, Январь 25th, 2011
Если судьба занесет вас, читатель, в мюнхенскую Городскую галерею в Ленбаххаузе, то в одном из залов вы увидите изысканный портрет человека в красном, написанный знаменитым художником-авангардистом Алексеем Явленским в 1909 году. Имя человека, изображенного на картине, мало известно сегодняшнему любителю искусств. Тем не менее, оно связано со знаменитыми синестетическими экспериментами Василия Кандинского. По воспоминаниям художника, эти эксперименты заключались в том, что композитор Фома Гартманн выбирал одну из акварелей художника и перекладывал ее на музыку, а потом появлялся танцор Александр Сахаров, который должен был «танцевать эту музыку» и в заключение угадать, какую именно он «танцевал акварель».
В конце 90-х годов один из моих коллег-журналистов рассказал, что во время туристической поездки в Италию, ему довелось побывать с экскурсией на кладбище Тесстаччо.
Римское кладбище Тестаччо по праву считается одним из самых красивых и значительных в мире. Художественные надгробия, античная стена, пирамида Цестия, напоминающая о заупокойном культе древних египтян, благородные кипарисы и пинии, великолепные цветы — все это образует ансамбль необычайной выразительности, меланхолическое очарование которого усилено тишиной и покоем, столь несвойственными всегда бурлящему Риму. Здесь нашли свое последнее пристанище люди из самых разных стран, объединенные любовью к берегам Тибра и судьбой, назначившей провести им свои последние годы под итальянским небом: англичане, шотландцы, немцы, шведы, швейцарцы, американцы, представители других «некатолических» наций, в общей сложности более четырех тысяч человек. Среди них — выходцы из России. Это художники Брюллов, Орлов, поэт Вячеслав Иванов, певец и гарибальдиец Комиссаржевский, генералы Астахов, Богаевский, Ромейко-Гурко, члены Российского Императорского Дома и их потомки, представители русских аристократических фамилий: князья Волконские, Гагарины, Голицыны, Трубецкие, графы Мусины-Пушкины, Строгановы, Шереметевы, бароны Врангели, Таубе и Тизенгаузены, представители старинных дворянских родов Бибиковы, Голенищевы-Кутузовы, Нарышкины, военные, дипломаты, крупные чиновники, путешественники. Здесь же лежат менее известные, забытые или вовсе никому не известные россияне: скромные паломники и безвестные путешественники, священнослужители русской православной церкви святителя Николая Мирликийского Чудотворца в Риме, дворовые люди, слуги, гувернантки и, конечно, эмигранты. Их на Тестаччо, как на любом «русском» кладбище за рубежом, большинство.
Бродя по кладбищенским аллеям и не особо вникая в монотонный рассказ экскурсовода, мой коллега услышал до боли знакомое слово «Мариуполь». Его произнес экскурсовод-итальянец у могилы танцора, хореографа, педагога Александра Сахарова и его жены танцовщицы Клотильды фон Дерп (Сахаровой). Он назвал этот приморский украинский город родиной Александра Сахарова.
Не один десяток энциклопедий и книг по истории балета пришлось мне проштудировать, но имя Сахарова нигде не упоминалось. В литературе советского периода об эмигрантах, пусть даже известных и выдающихся личностях, писать было не принято. Ведь они уехали за рубеж, предали свою Родину! И лишь благодаря «всемогущему» Интернету, а также воспоминаниям и мемуарам художников, поэтов, музыкантов из эмигрантской среды, которые стали появляться в наших книжных магазинах и библиотеках только в последние годы, удалось буквально по крохам восстановить внешнюю канву богатой событиями жизни этого прекрасного танцора и хореографа. Мариупольца, которому рукоплескали Париж и Берлин, Мюнхен и Рим, города Америки и Азии.
Александр Семенович Сахаров (настоящая фамилия Цуккерман) родился 13/26 мая 1884 (по другим данным 1886 года) в Мариуполе Екатеринославской губернии. В начале ХХ века он приехал в Париж изучать живопись. В 1905 году перебрался в Мюнхен, где вошел в круг русских художников, собиравшихся у Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Об этих людях, сыгравших в жизни Сахарова особую роль, следует рассказать отдельно. Ведь именно общение с ними повлияло на формирование мировоззрения Сахарова, как личности.
Алексей Георгиевич Явленский принадлежит к числу крупнейших мастеров ХХ века. После обучения в Петербургской Академии художеств, он, как и многие русские художники его времени, учился в Европе, принимал участие в российских и зарубежных выставках. Закрывшая границу с Россией Первая мировая война и последовавшая вскоре революция сделали Явленского эмигрантом. Его судьбу разделила Марианна Владимировна Веревкина – единомышленник и друг художника. Искусство Алексея Явленского, исполненное живописной энергии и высокой духовности, принадлежит к золотому фонду европейского авангарда.
Считая себя учеником Явленского, Александр Сахаров все же не стал художником. Он увлекся хореографией и вышел на большую сцену. С 1911 года Александр выступает вместе с мюнхенской танцовщицей, девятнадцатилетней дочерью отставного прусского майора Клотильдой Маргаритой Анной фон дер Планитц. А в 1919 году Александр Сахаров и его партнерша, избравшая для себя артистический псевдоним Клотильда фон Дерп, становятся мужем и женой. Наибольший успех супругов Сахаровых приходится на 20-е годы, которые они провели в Париже и в бесконечных турне по Европе, Америке и Азии. Именно в это время они знакомятся с Айседорой Дункан, Вацлавом Нижинским, Матильдой Кшесинской, Анной Павловой, Сергеем Дягилевым.
Особую роль в жизни Александра Сахарова сыграли знакомство, многолетняя дружба и совместная работа с Василием Кандинским. Одну из главных ролей в знаменитых синестетических экспериментах Василия Кандинского играл именно он – Александр Сахаров. И именно Сахаров представил будущего гения-художника Европе. Их первая совместная сценическая композиция “Желтый Звук” (1913 г.) была признана супер-авангардом в Германии и Франции. Многие годы после революции они пытались объединить все виды искусства вокруг музыки, как самого эмпирического и самого условного искусства. Через слияние музыки и театра Кандинский и Сахаров хотели создать “Всекультуру мира”. Эти два великих россиянина прославили русскую культуру и раздвинули границы визуальных форм искусства человечества.
Балет — искусство мимолетное, лишь после изобретения кинематографа запечатленное на пленках, да и то в редких кадрах. Балет – связующая нить между прошлым и будущим, где настоящее — всего лишь считанные минуты, а впечатление от увиденного остается в памяти, как «чудное мгновение», как порыв души к истинной красоте. Сольные номера и дуэты классического и современного характера Александра и Клотильды Сахаровых отличались тонкой нюансировкой образов. Особую роль играли потрясающей красоты театральные костюмы, которые создавались по эскизам и рисункам самого Александра Сахарова, а исполнялись лучшими парижскими модными домами. Танцор Сахаров произошел из Сахарова-художника, и каждый его сольный или совместный с Клотильдой танец был задуман как подлинное живописное произведение, вдохновленное то греческой вазописью (Сахаров — эфеб и Нарцисс), то ренессансной живописью и скульптурой (Александр и Клотильда, танцующие «Благовещение» по Лоренцо ди Креди и Сандро Боттичелли), то барочной живописью (Сахаров в образе Короля-Солнца, навеянном картиной Гиацинта Риго в Лувре). Матильда Кшесинская называла Александра Сахарова не иначе как “гений и совершенство в танце”.
А потом были вторая мировая война, эмиграция в Южную Америку и возвращение в Европу, на этот раз в Италию, и, наконец, в 50-е годы — открытие собственной танцевальной школы в Риме. Последний раз Александр Сахаров танцевал в 1953 году в Париже. А еще через десять лет, 25 сентября 1963 года знаменитый в Европе, но неизвестный у себя на родине великий танцовщик и хореограф Александр Семенович Сахаров (Цуккерман) умер в Сиене (область Тоскана).
Его супруга Клотильда Маргарита Анна фон Дерп (Сахарова) урожденная фон дер Планитц пережила супруга всего на 11 лет. Она покинула наш мир 11 января 1974 года и была похоронена рядом с мужем. Свой последний приют они нашли на одной из «русских аллей» кладбища Тестаччо в Риме.
Андрей Василенко
Впервые опубликовано в 2007 г.
Оставить комментарий