Митрополит Игнатий: герой или злодей?

Понедельник, Август 22nd, 2011

Митрополит Игнатий и Мариуполь образуют в сознании наших земляков единую и неразрывную ассоциативную нить, ведь принято считать, что наш город чуть ли обязан своим появлением именно Игнатию, но…

Есть факт  о Мариуполе, оспорить который не могут даже самые опытные краеведы-оппозиционеры: Мариуполь был основан в 1778 году, и назывался он до этого Павловском. Правда, еще до 1778 года здесь были зафиксированы ремесленники и купцы. Губернатор Чертков, посетив Кальмиус в 1776 году, «застал там множество православного народу и каменную часовню» («История городов и сел Донецкой области»). До 1775 года здесь был административный центр Кальмиусской паланки Запорожской Сечи, в котором располагался гарнизон в 200 казаков (по свидетельству  епископа Екатеринославского и Таганрогского Феодосия Макаревского — «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии (1879-1881 гг …)), и администрация во главе с полковником, имевшим собственную печать.
Митрополит Игнатий вместе со своей паствой пришел сюда только в 1780 году, о чем свидетельствует множество документов, хранящихся в фондах мариупольского краеведческого музея.
Конечно, это не умаляет заслуг священнослужителя пред городом: все же он свершил немало добрых дел на благо его жителей. Однако есть вещи, заставляющие усомниться в правильности канонизации его мощей и целесообразности установки третьего памятника в честь Митрополита на территории города…

Митрополит Игнатий – пешка в большой игре Российской империи

Как известно, еще до времен появления Екатерины Великой на российском престоле, Крым представлял собой особое царство, именуемое Царством Татарским. Помимо татар землю населяли греки, армяне и караимы, а крымские ханы признавали над собою верховную власть турецких султанов.
После первых триумфов царицы – нескольких побед, одержанных ее войском над турками, в голове Екатерины стал созревать план, получивший название «Греческий проект». Согласно задумке, новый край, находящийся на юге теперешней России, и насчитывающий в то время не более 100000 жителей, планировалось заселить. Для чего Потемкину было приказано разворачивать активную деятельность на обозначенной территории. Следующим этапом на пути достижении цели было строительство флота. Ну и, наконец, то, к чему стремилась царица – присоединение Крымского полуострова, получившего статус независимого после первой турецкой войны.
Следует отметить, что на зов царицы в южную Россию потянулись многие. Вот только вопрос: какой метод – кнута или пряника, сыграл в этом решающую роль. С точностью можно сказать следующее: в основной массе жители все же не хотели бросать свое хозяйство: дома, виноградники, скот. Потому как вели на тот момент уже оседлый образ жизни.
К числу выселенцев последнего разряда принадлежал, несомненно, и Митрополит Игнатий. Русские агенты, явившиеся в Крым для убеждения Митрополита Готфийского и Кефайского, сумели выполнить свою миссию без сучка и задоринки.  Священнослужитель согласился перейти со своей паствой в тогдашнюю Азовскую епархию, что свидетельствовало о полном успехе реализации царской задумки.
По прибытии в Мариуполь Митрополит основался в землянке, которая вскоре сгорела вместе со всем его имуществом. Священнослужитель выстроил новый дом, однако переселенцы, с которыми он совершал долгий поход в Приазовские земли, и тут не оставили его в покое. В конце концов, ему пришлось поселиться в шести верстах от города вверх по  Кальмиусу, где он развел фруктовый сад и выстроил каменную келью для молитв. Недалеко от кельи Игнатий построил дом о пяти окнах, где планировал основать монастырь во имя Георгия Победоносца. Однако смерть не позволила осуществить благочестивые намерения: 16 февраля 1786 года Митрополит скончался. Он был погребен в Мариуполе, в Харлампиевском, им же построенном, соборе.

О чем молчит Русская православная церковь

За возвеличиванием имени Митрополита Игнатия и рассказами о его заслугах перед мариупольцами, Русская православная церковь, однако, забывает упомянуть о некоторых событиях, имевших место в жизни города и Митрополита. Отрицать факт их существования было бы по меньшей мере преступно: в старинных архивах и раритетных книгах сохранилось множество отпечатков тех далеких событий…
В архивах, датируемых 1754 годом, упоминается о некой Свято-Николаевской казацкой церкви, построенной на территории Мариуполя еще «при царе Горохе». В документах есть запись обращения кальмиусского полковника Андрея Порохни в Кош с просьбой прислать лес для ремонта церкви, пришедшей в ветхость. «Для той же церкви, — пишет Г.И.Тимошевский в книге «Мариуполь и его окрестности», — и в том же году Тимофей Щербацкий, митрополит Киевский, послал походный антиминс и благословил грамоту на ее освящение». «Кош, — как писал еще один мариупольский краевед, почетный житель города Мариуполя, Лев Яруцкий, — отправляя все это с начальником Самарского монастыря в Кальмиус, поручил ему взять в Сечи древнюю церковь, везти ее в Кальмиус и туда поставить для литургии, пока новая не будет построена».
Однако, странно, что факт существования такой церкви в Мариуполе «неизвестен» Русской православной церкви, назвавшей Митрополита «Основателем Мариупольским».
Практически нигде не упоминается и о денежных вознаграждениях, полученных Суворовым и Митрополитом за «выведение из татарского духовного плена более 30 тысяч православных греков, армян и грузин, которые, поселившись в Приазовье, могли с того времени свободно исповедовать свою веру и сохранять свою культуру под покровительством православной Российской империи». За организацию переселения Суворов получил орден и хорошее материальное вознаграждение, а Митрополит Игнатий — 3000 рублей «за усердие по мобилизации греков».
А мариупольский дом Митрополита, как думаете, так ли просто он сгорел? Отнюдь. Причина кроется в ненависти переселенцев к своему пастору. Во время перехода в Азовскую губернию погибла их большая часть, о чем Митрополит писал в письме Екатерине. В частности, он писал о своей боязни «открыть рот в дороге, чтобы его не «разорвали» единоплеменники». Как оказалось, опасения священника оказались вовсе не напрасными: по прибытию в Мариуполь греки сожгли священнослужительский дом (который, кстати, для него освободили «малороссийские» жители), а после того, как тот построил на окраине новый, и посадил сад – этот сад был  уничтожен по решению мариупольского греческого суда.
Но что вовсе шокирует, это события, описанные в книге Г.И. Тимошевского «Мариуполь и его окрестности», изданной в 1892 году (!). Автор рассказывает о том, что после уничтожения митрополитского сада, Игнатий наложил проклятие на город: «Все бедствия – ежегодные засухи, повальные болезни, как, например, холера в 1830 году, когда вымирали целые улицы – Георгиевская и прочие – народ приписывал проклятию своего предводителя». Книга хранится в мариупольском краеведческом музее, и познакомиться с ней может абсолютно любой желающий.
Молчат сегодняшние священники и о том, что кроме Свято-Николаевской церкви жители Кальмиуса (Павловска) успели возвести и каменные стены церкви Марии Магдалины (на месте перекрестка рядом со зданием Укрсоцбанка). «Малороссийской нации люди» (как значится в архивах), обязаны были переселиться в Павлоград. Однако переехали далеко не все. Более двух тысяч жителей (а всего греков в Мариуполе было чуть более трех) хотели, чтобы им вернули хотя бы церковь Марии Магдалины. Около трех лет продолжались споры и препирательства между мариупольской управой благочиния и греческим судом, пока, наконец, эта церковь не была отдана казакам. Освящена она была в 1791 году. А в 1897 году ее перенесли на место теперешнего Театрального сквера.
Не желают нам сегодня оглашать и методы, с помощью которых осуществлялось переселение греческой общины. «Доходило иногда до открытого неповиновения, – и тогда укрощались строгими от начальства мерами и правительство в необходимости было высылать военные команды для усмирения беспокойных». Волнения были во всех селах, а в особенности проявилось в 1804 году в селах Сартана, Чердаклы, Малый Янисоль, Карань и других. Свое стремление вернуться в Крым бунтовавшие объясняли тем, что «они и предки их там жили» («Мариуполь и его окрестности»).
Именно для усмирения греков и недопущения их бегства на родину, где они жили две с половиною тысячи лет, по решению российского правительства на юг от Мариуполя были поселены казаки – выходцы из Задунайской Сечи под руководством Осипа Гладкого, основавшего нынешний поселок Володарское в 1831 году…
Думаю, изложенных выше фактов вполне достаточно для того, чтобы понять простую истину: высокие церковные чины решили переписать историю нашего города, для чего прибегли к канонизации мощей Митрополита и провозглашению его Основателем Мариупольским. Признаться, в этом их интересы с греками совпадают. Как никак – статус первооткрывателя почетен. Вот только о страданиях своих прадедов потомки переселенцев, видимо не знают (не хотят?).

И в заключение хотелось бы добавить…

В 1996 году стараниями ныне покойного Игоря Андереевича Налчаджи митрополит Игнатий был канонизирован православной церковью и возведен в сан святого. Однако известно, что только лишь за мирские дела к лику святых не причисляют – нужно чудо. Так вот в случае с Митрополитом этим чудом послужила… нетленность его мощей.
Но что мы знаем об этом? Ученые в один голос трубят о том, что нетленность – миф, опроверженный многими фактами.
Только один пример. Факт нетленности был использован Русской православной церковью в 1677 году как один из аргументов при деканонизации великой княгини Анны Кашинской. При осмотре было установлено, что мощи святой в разных местах истлели и разрушились, а в житии было трижды написано, будто они непричастны тлению. Церковь использует нетленность в своих, часто политических, целях.
Так что…
Проект третьего памятника Митрополиту, проклявшему наш город, заставляет задуматься над его целесообразностью. Неужто нет в нашем городе достойных персонажей, кроме Игнатия?

Елена Васильева7ya-media.com

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий