“НИ-И-И-З-З-З-Я! ”

Пятница, Январь 11th, 2013

(Эта статья первоначально была опубликована на сайте 5.11.2012)

Кажется, совсем недавно это было. На площадке, где сейчас здание горсовета, стояла корявая изгородь, а за ней — так назы­ваемый ассенизационный обоз. Напротив, через дорогу, — ма­ленькая,‘неказистая автостанция. Неподалеку из бурьяна вы­глядывал какой-то фундамент. Ну, этот самый обоз — такое по­зорище почти в центре города находилось! — вывели потом да­леко на окраину. Поинтересовался я, когда пришел работать в горисполком: а что это за фундаменты, заброшенные, заросшие бурьяном? Оказывается, завод “Азовсталь” собирался здесь строить новый дворец культуры. Фундамент построили, а дальше вести дело — пока средств нет. В общем, исполком порекомендо­вал заводу строить объекты культурно-бытового назначения поближе к предприятию, к району, где живут труженики заво­да.

Или вот, скажем, раньше в порт трудно было проехать из-за непролазной грязи. Помню, первый мой визит к секретарю рай­кома партии товарищу Кретову. Обговорили все, что надо было, время возвращаться, мне предлагают ехать через территорию порта, так, мол, лучше. А я говорю: почему, давайте поедем пря­мо по грязи, и вы увидите, как людям ходить и ездить там. Потом собрали актив, стали вести разговор о том, что нужно сделать, чтобы привести район в порядок. Тогда повели речь и о газификации. И сделали.

Помню, проходило у нас всесоюзное совещание строителей объектов тяжелой промышленности. Наряду с другими прини­мали в нем участие и работники Центрального Комитета партии. Я воспользовался этим и предложил руководителям — участни­кам совещания — проехаться по морю вдоль побережья и по­смотреть на наш город, так сказать, со стороны. Поехали. И увидели наши гости неприглядную картину.

Вот такой вот пляж

Да, надо больше строить. Но нас тогда заставляли строить, лишь распахивая новые земли, там, где надо хлеб выращивать. А в городе, в районе старой застройки оставалось много одно­этажных домиков в плохом, ветхом состоянии, которые надо бы снести и на их месте сооружать жилье. Но — не разрешалось. И строить можно было только пятиэтажки, переходить на боль­шую этажность не разрешалось из-за острой нехватки лифтов. Но когда заместитель председателя Госстроя СССР Караваев посмотрел, как выглядит наш город, то разрешил заняться на­ведением порядка в городе. Это значило сооружать жилье не только новыми массивами на окраинах, но и на месте старых хибар в центре. В разумных пределах, конечно.

Строится дом со шпилем

Собственно, еще до этого мы сами, без ведома Госстроя, на месте старой застройки в порту соорудили два дома. Но нас тут же одернули: “Ни-и-и-з-з-з-я!” — вот и весь сказ.

По сей день благодарен я Караваеву, что, когда решался воп­рос о выходе в свет постановления по строительству в нашем городе, он лично вычеркивал из списка намечавшиеся у нас к сооружению промышленные объекты, а средства перекладывал на благоустройство.

Это правительственное решение проходило с большим тру­дом. Когда уже где-то на последних этапах снова произошел затор, пошел я на прием к Предсовмина Казанцу.

Представлял я, скажем так, не самый маленький и незамет­ный город на Украине, а попасть на прием к Казанцу смог только на третий день, о чем я в общем-то не преминул ему потом сказать. Кстати, во время нашего разговора он пытался услышать от меня характеристику руководителей наших круп­ных предприятий, на что я сказал: «Вы вот хотите услышать наше мнение об этих товарищах, а ведь с нами никто не совето­вался, когда их назначали. Так что вы уж, говорю, сами с ними разбирайтесь». С тем и расстались.

Непосредственно участвовать в выполнении этого постанов­ления, принятию которого было отдано так много сил, лично мне не привелось. Это делали уже другие руководители — Цыбулько, Гончаренко… Правда, они пытались сделать и что-то такое, что не было записано в постановлении. Ну, например, я до сих пор вижу в Приморском районе у парка насыпанные большие валы земли, лежащие уже много лет. Как будто бы собирались здесь строить стадион. Говорят, что это Качура за­теял, но ничего не получилось — средств не было потом. Так зарыли в землю миллионы и миллионы народных денег. Там теперь собак выгуливают.

Вспоминая те годы, могу сказать, что тяжелое положение сложилось тогда с детскими учреждениями — мало их было! И мы вынуждены были пойти на нарушения — оформляли документы на сооружение общежитий, против них возражений не было, а фактически строили детские сады и ясли. Глупость, ко­нечно, все эти запреты, но — что было, то было. Так построили несколько детских дошкольных учреждений. Городу польза? Конечно.

 

Или вот, скажем, с гостиницами, то есть с их отсутствием — беда. Что делать? Строить их начальство не разрешает. Реши­ли мы взять на душу еще один грех и все-таки начали соору­жать гостиницу. Строили ее опять-таки как общежитие, моти­вируя его необходимость предстоящим всесоюзным совещани­ем прокатчиков. Построили. Мое счастье, что в формулировке исполкомовского решения о необходимости сооружения этого общежития-гостиницы было слово “временно”, иначе меня тут же с соответствующей записью сняли бы с работы. Так появи­лась у нас небольшая гостиница “Строитель”. Потом, когда стра­сти улеглись, пристроили к ней ресторан, и вот уже много лет приезжие пользуются ею, получают здесь приют.

Куда в городе ни глянь, что-то надо приводить в порядок, благоустраивать, строить. Ну вот, к примеру, шлаковая гора в Ильичевском районе. На этом, как его называли, “Шанхае” хибарки лепились, как ласточкины гнезда. Сколько сил потре­бовалось, чтоб убрать их да проложить прямую дорогу в город! И в порту какую-то рухлядь поломали, и в городе, в районе больницы. А если вспомнить, как строился Дворец культуры “Искра”!..

Дворец культуры «Искра»

Когда доводилось вести разговоры об этом с Карповым, тог­дашним директором “Тяжмаша”, он говорил, что денег на стро­ительство Дворца культуры нет, никто их не дает и строить не разрешает, но завод все же понемногу выделял для этого сред­ства. Да разве это те средства, что нужны?! И все-таки я убеждал Владимира Федоровича — да он и без меня это знал, — чтоб хоть потихоньку, но все-таки продолжать строить. Потом предложил я ему рискнуть и послать кого-то из заводчан в Киев — попытаться выпросить средства. А там как услышали просьбу о деньгах, позвонили в Донецк и сказали, чтоб нас наказали за то, что строим нелегально. В обкоме партии нас предупредили, что если будем продолжать строить этот объект, нас исключат из партии. Я и говорю Владимиру Федоровичу: “А интересно будет, если нас исключат из партии! Давай будем строить?!” Недели через три после этого был я в Донецке в обкоме партии, там меня спрашивают: “Строите?” — “Строим”. — “Молодцы”. Такой вот происходил театр.

Строительство театра

И о театре нашем, кстати, о его сооружении надо вспомнить. Строился он очень медленно, трудно. А самое главное — не было основного оборудования. Пригласил я как-то в город респуб­ликанского министра строительства, депутата Верховного Со­вета Терентьева. Помню, день был выходной, походили мы по улицам, по морю проехали — посмотрели на город, показал я ему стройку театра. Осмотрел он все, а потом и говорит: “Ладно, не волнуйтесь, будет вам оборудование”. И точно: получили. Когда поступило оно, позвонил я в Совет Министров Украины, предварительно посовещавшись с председателем облисполко­ма Гридасовым, и говорю, что стройка приблизилась к концу, а средств нет, нужно еще около 800 тысяч, можно к вам при­ехать? Отвечают, что пока ехать не надо — незачем, неизвестно, удастся ли изыскать такие средства. Через день звонок из об­ласти: деньги на театр выделены. Ну, тут уж, как говорится, молотки заработали веселее, и вскоре строительство было за­кончено.

 Театр сегодня

А дорога, что по улице Карпинского в Ильичевском райо­не!.. Ее сооружение тоже шло вне плана.. Был тогда такой Ефименко, заведующий областным отделом коммунального хо­зяйства, отставной офицер. Приезжал он к нам, говорили мы с ним о том, что нужна, кроме дороги по проспекту Металлургов, еще одна хорошая дорога в Ильичевском районе. Стояли мы и разговаривали как раз на том месте, где сейчас на пьедестале танк установлен. Ефименко и предложил именно там строить дорогу. Начали ее прокладывать. Дошли до Красного моста, появляется вдруг бумага из “Гипрограда” нашего, что, мол, строим дорогу, ориентируясь на ненадежный мост. Остановилось дело. Приехали специалисты, обследовали мост и вынесли заключе­ние, что по нему можно ездить без дополнительного укрепле­ния его. А ведь строил этот мост когда-то, еще до революции, частник-садовод — он по нему фрукты возил. И вот, поди ж ты, стоит до сих пор прекрасно и сегодня действует.

Построили мы тогда и отдельный свинооткормочный пункт, поручили вести откорм одной организации — тресту столовых и ресторанов, нашли людей, знающих, умелых. У нас было боль­ше четырех тысяч свиней, кажется, больше, чем в Першотравневом районе. И все сделано было как надо. А ведь все это очень важно, это же подспорье к столу горожан. Так что много­го можно добиться, если не сидеть сложа руки и ждать руково­дящих указаний.

Это я все к тому рассказываю, чтоб подчеркнуть: под лежа­чий камень вода, как известно, не течет. И для того, чтобы что-то сделать в городе для людей, надо вертеться, не жалеть сил. Ну, это я уже в назидание нынешнему руководству.

 

Семен Гольдберг

«Встречи без расставания»

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

One Response to ““НИ-И-И-З-З-З-Я! ””

  1. «Вот такой вот пляж» — автор сетует, что на городской пляж нужно добираться «ползая» под вагонами…. Напрасно. Пляж очень даже замечательный. А вагоны позволяют направлять отдыхающих на пешеходные мостики, что бы убирать за ними было легче!

Оставить комментарий