Одигитрия

Пятница, Декабрь 31st, 2010

Величайшее украшение и драгоценнейшее сокровище Успенской Мариупольской церкви – это Чудотворная икона Божьей Матери – Одигитрии.

Когда в 1778 году почти все крымские греки были выселены из Крыма к Азовскому морю, тогда они, выходя оттуда, взяли с собой эту чудотворную икону из Успенского монастыря или скита. Скит этот, как известно, находится в настоящее время в Салачике, в коротком и тесном ущелье. Основан он в 15 веке, в то время, когда мусульманский гнет и влияние на жизнь христиан-греков были невозможно сильны и тяжелы. Греки-христиане противодействуя этому мусульманскому гнету, устроили в недрах неприступной скалы святую обитель, ища в ней защиты и помощи небесной силы против притеснителей. Здесь-то, как говорит предание, на неприступной скале и явился Образ Божьей Матери.

К великому сожалению, мы не имеем письменных данных, по которым можно было бы определить точное время явления святой иконы. Живущие среди крымских греков предания и легенды о сверхъестественных обстоятельствах, послуживших поводом и к основанию самого Успенского скита, ясно указывают на то, что явление произошло 15 августа. В Крыму она была известна, как Чудотворная не одним только православным христианам-грекам, но и крымским армянам: это доказывается тем, что и теперь Нахичеванские армяне, вышедшие из Крыма в одно время с мариупольскими греками, ежедневно, хотя в малом количестве, приезжают на поклонение чудотворному лику Царицы Небесной в город Мариуполь. Пользовалась она великим уважением и у крымских татар, и даже у самих Бахчисарайских ханов.

***

В недавнее же время, в июле месяце 1848 года, икона Божьей Матери прославилась еще следующим явным чудом. В означенное время во многих городах и селах свирепствовала холера и ежедневно десятками похищала жертвы из среды живых и здоровых. Тогда же появилась она и в городе Мариуполе. Но что же? Как только по просьбе мариупольских граждан с крестных ходом вокруг города обнесли образ Божьей Матери, молясь в это время Царице Небесной избавить народ от стольких бед, немедленно перестала действовать холера. И так заметно это было для всех, что на другой день и после ни один человек в городе не сделался жертвой этой страшной болезни, тогда как в окружности города свирепствовала она еще долгое время.

В 1778 году вследствие русской политики греки-христиане, переселившиеся из Крыма к Азовскому морю, с охотою оставляли все могущее затруднить их в долгом пути, но с истинно христианскою верою, надеждою и любовию  взяли с собой много святых икон и ныне красующихся в городе Мариуполе и греческих сельских церквях. Шествие сопровождала и эта Святая Чудотворная Икона Божией Матери.

«Умилительно было видеть, — так говорил писавшему эти строки достопочтенный старец Леонтий Комери, ныне уже почивший, который сам, как переселенец, видел и участвовал в этом путешествии, — умилительно было видеть, с какою пламенною верою и надеждою молились мы в то время Царице Небесной пред Ея Чудотворным Образом. И, действительно, Ея любви и усердному ходатайству о нас обязаны мы благополучным путешествием от Крыма до Мариуполя. Без Ея ходатайства и защиты, при случившихся тогда на пути повальных болезнях, разве только десятая часть переселенцев достигли бы цели своего путешествия».

Чудотворный Образ с Предвечным Младенцем писан не на доске, а на мастике, почему изображение Царицы Небесной и Господа Спасителя на Иконе выпуклы. Ветхость иконы и самая живопись показывают, что она принадлежит глубокой древности. Риза на иконе великолепная, вся жемчужная, местами жемчуг редкой величины и большой ценности, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями. Риза устроена и пожертвована супругою генерал-лейтенанта Войска Донского Евдокиею Мартыновой. Но потом риза эта, по ветхости, вновь переделана и сверх прежних драгоценностей украшена значительным количеством других камней, пожертвованных Образу Божией Матери благочестивыми поклонниками. Прежняя риза, сделанная еще в Крыму и оттуда вместе с иконою вынесенная, возложена на копию с Чудотворной иконы и имеет на греческом языке надпись, значащую следующее: приношение всех благочестивых христиан содействием и ревностию жителей города Мариен. 1774 года апреля 20-го дня.

Чудотворный Образ Божией Матери имеет в длину 1 ¼ и ширину ¾ аршина; стоит он в пределе с правой стороны в приличном киоте и пред ним горит неугасаемая лампада, а во время богослужения всегда пред ней зажигается еще семь лампад.

Храмовой праздник в честь Иконы Царицы Небесной, называемый у греков Панигир, совершается 15 августа и сопровождается особенною торжественностью. Жители окружающих селений с живым усердием текут приложиться к Храмовому Образу; многия, по обещанию, идут босые, говеют и делают разные приношения: приводят овец, ягнят и мелкий рогатый скот. Из этих-то приношений, после Божественной литургии, устраивается избранными для этого случая лицами, общая трапеза, которую, по водоосвящении и окроплении святою водою, разделяют все прибывшие на поклонение Образу Божией Матери.

В настоящее время на приношение благочестивых, усердных поклонников Царицы Небесной, собранных в течение нескольких десятков лет, выстроена новая каменная церковь, которая в 1887 году и освящена в честь Успенской Божией Матери.

Священник Успенской церкви г. Мариуполя

Александр Федоровский

(«Екатеринославские епархиальные ведомости» 1889 год,

отдел неофициальный, стр. 371-374.).


Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий