Первый мариупольский порт

Понедельник, Январь 17th, 2011

Участок нынешней Итальянской улицы от швейной фабрики и вниз до железнодорожного переезда в дореволюционные годы назывался улицей Бондарной. Дорога, являвшаяся как бы продолжением Бондарной, вела к местности, известной в различные периоды истории нашего города то, как Пристань, то, как Биржа, то, как Гавань, а уж в советское время за ней закрепилось название – гавань Шмидта. Именно здесь, в устье реки Кальмиус появился первый в Мариуполе порт, пожалуй, даже еще раньше, чем был основан сам Мариуполь.

Порт на Кальмиусе. Начало ХХ века.

Попытаемся рассказать историю этого порта, воспользовавшись сведениями из книги Владимира Андреевича Павлия «Азовское море» и других источников. Достоверно известно, что правым берегом  Кальмиуса у его впадения в море пользовались еще запорожцы. Но имеются и косвенные доказательства, в том числе и археологические находки, свидетельствующие, что здешние места использовались в качестве гавани с незапамятных времен.

Вскоре после основания нашего города гавань стала обстраиваться временными причалами, складами, лесной биржей, зерновыми амбарами. Через порт на Кальмиусе вывозили зерно, рыбу, кожу, а в конце ХIХ  века и донецкий уголь. Сюда из Крыма доставляли соль, вина, так называемый шарап – виноградный сок, сушеные фрукты, а из других мест также шелковые и хлопчатобумажные ткани. К началу ХIХ века морская торговля достигла такого уровня, что возникла необходимость учреждения таможенной заставы. Что и произошло в 1800 году. Через девять лет было открыто портовое управление. С тридцатых годов того же столетия вывоз зерна через Мариуполь существенно уменьшился. Хлеботорговцам стало более удобно экспортировать свой товар через Бердянск.

В 1882 году к Мариуполю подвели железную дорогу. С этого момента объем перевозок существенно увеличился. Порт на Кальмиусе стал морскими воротами Донбасса. Однако непосредственно к причалам порта могли подходить лишь суда с осадкой до двух метров. Глубина русла реки была достаточна и для более глубокосидящих судов, но мешала отмель в устье. Поэтому парусники и пароходы с большей, чем два метра, осадкой, становились на рейде в пяти километрах от устья. Грузы к ним подвозили на «дубках» — мелкосидящих суденышках, оснащенных, как говорят моряки, «косыми» парусами, а иногда и на весельных лодках. Перегрузку мешков с зерном и другими товарами с берега на «дубки», а затем с «дубков» на пароходы, стоящие на рейде, производили дубщики. Это были в основном физически крепкие мужики из сел и деревень Полтавской, Харьковской, Орловской, Курской и других губерний Российской империи, приходивших – в прямом смысле этого слова – в Мариуполь на заработки.

В 1840 году вместо деревянной пристани была сооружена набережная из камня, которая, кстати говоря, сохранилась до сих пор. С начала семидесятых годов ХIХ  века стали проводиться работы по углублению дна реки у причалов и в ее устье с помощью земснарядов. По исследованиям заведующей одного из отделов Мариупольского краеведческого музея Раисы Петровны Божко средства на эти цели накапливались от специального сбора, введенного в 1848 году. С каждого пуда товаров, который отправлялся через Мариупольский порт, взималось по полкопейки, но эти полкопейки, умноженные на огромный, по тем временам, грузооборот, давали городу суммы, достаточные для дноуглубительных работ.

С давних давен в порту на Кальмиусе существовало судостроение и судоремонт. Пионерами в этом деле были запорожские казаки. Они строили здесь свои чайки. Но первым судостроителем в Мариуполе, чье имя дошло до наших дней, был итальянец Кавалотти. Известно, что в 1824 году он заложил свое первое судно тут же, на правом берегу реки у впадении ее в море.

Это может показаться странным и удивительным, но с открытием нового порта, устроенного близ Зинцевой балки, вывоз грузов из уже существующего порта не только не уменьшился, но, наоборот, возрос. Объяснялось это увеличением объемов добычи угля в шахтах Донбасса, а также ростом производства зерна в Приазовье.

Вплоть до осени сорок первого года, то есть до оккупации нашего города фашистами, в порту на Кальмиусе находились морской вокзал и причал, у которого швартовались пассажирские и грузопассажирские суда, заходившие в Мариуполь. Наш город был связан регулярными пассажирскими линиями с Таганрогом, Ростовом-на-Дону, Ейском, Бердянском, Керчью…

Когда-то в гавани жизнь бурлила ключом. Одни суда швартовались, другие уходили в море. Между ними лавировали ялики перевозчиков. На яликах они перемещали обитателей Городского острова на правый берег и обратно. У баркасов и каюков, только что вернувшихся с лова, толклись перекупщицы рыбы, азартно торговались с рыбаками, стараясь  сбить цену на рыбец, судак, леща, селедку и севрюгу. Остро пахло рыбой, водорослями, просмоленными канатами и сетями. Таково прошлое первого в Мариуполе порта…

Давно снесено здание морского вокзала и  станции местного отделения общества спасения на водах, учрежденного в нашем городе в 1882 году. Что же дошло из далекого прошлого до наших дней? Остатки уже упоминавшейся каменной набережной да старинные «палы» — литые чугунные тумбы, за которые по сей день заводят швартовы судов, приходящих в порт на Кальмиусе.

Сергей Буров

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

One Response to “Первый мариупольский порт”

  1. На Правом есть улочка c названием Старая Пристань.Со стороны Маркохима хорошо просматривается бывшая причальная стенка из ракушечника.Где-то читал,что здесь разгружалось прибывшее морем из Америки оборудование для строившегося в конце XIX в. завода «Провиданс».Но ,судя по основательности сооружения, и по сохранившемуся названию улицы ,эта стенка использовалась какой-то продолжительный период. Хотелось бы узнать…

Оставить комментарий