Подпольная грамзапись в Мариуполе

Понедельник, Август 13th, 2012

Там, где сейчас находится площадь Освобождения, в послевоенные годы за развалинами взорванного Харлампиевского собора располагалась Базарная площадь. Здесь делали петлю трамвайные маршруты ильичевского и портовского направлений, поэтому на базар съезжались со всего города толпы покупателей и продавцов всех видов бытового хронического дефицита. Особенно многолюдно здесь было по утрам в воскресные дни. Среди торговых мест, предлагающих всевозможное барахло, имелся и «пятачок» по перепродаже чудом уцелевших в войну хрупких патефонных пластинок. Торговля шла с земли, где рядами были разложены стопы видавших виды пластиночных дисков по соседству с патефонами. Штучные коллекционные реликвии на землю не клались и меняли своих хозяев из рук в руки.


Подобные торжища музыкальным товаром имели место во всех городах. В свои места устремлялись меломаны в поисках «старинных новинок», поскольку тогда популярная танцевальная музыка и песни с джазовым сопровождением были запрещены на официальном государственном уровне. А наш славный город отличался от прочих тем, что он с 1948 года 40 лет носил фамилию главного инициатора этого запрета А.А.Жданова.
На рубеже 40-х – 50-х годов на территории благословенной «шестой части земли» возник уникальный в истории звукозаписи феномен, когда пользующиеся повышенным спросом грамзаписи тиражировались и распространялись нелегальным путем. И Мариуполь стал одним из основных очагов этого вида подпольного бизнеса.
Сначала в рыночном обращении Мариуполя появились кустарные грампластинки диаметром «миньона» (180 мм), изготовленные из наклеенной на ватманскую бумагу тонкой, не бывшей еще в употреблении фотопленки. На поверхности пленки рекодером с алмазной иглой была нарезана звуковая дорожка со скоростью 78 оборотов в минуту. Сведениями о наличии такой продукции в других городах автор этих строк не располагает ни от общения с иногородними коллекционерами-филофонистами, ни из прессы периода «гласности». Буквально все «зациклились» на появившихся позже дисках диаметром «гранда» (250 мм), изготовляемых тем же способом на использованных рентгеновских снимках. Имеются убедительные основания считать, что кустарные пленочные «миньоны» — приоритет Мариуполя. (Производство рентгеновских «грандов», завозимых вначале из Ленинграда, потом освоили и Мариупольские умельцы).


Отдельный разговор о подпольных пластинках на пластмассовых звуконосителях. На мариупольском черном рынке были такие диски на 78 и 33 оборота в минуту. Происхождение их разное. Шеллачные диски на 78 об/мин.( это были в основном фонограммы Петра Лещенко) перештамповывались на неходовых пластинках в Риге разворованными заводскими матрицами при национализации фирмы «Беллаккорд Электро».На такой продукции сохранялись наклейки пластинок, послуживших исходными заготовками. Этот товар регулярно и в изобилии выносил на мариупольский базар ныне покойный «дядя Вася», живший тогда на Левом берегу. Виниловые диски 33 об/мин. Изготавливались в Ленинграде в домашних условиях фирмой Руслана Богословского (о том, что он за эту деятельность «сел», сообщалось в печати).
Что тиражировалось на подпольной продукции грамзаписи? На этот вопрос можно ответить весьма определенно – все, что диктовалось рыночным спросом. Вначале это были преимущественно песни в исполнении «эмигрантов» Петра Лещенко и Константина Сокольского. Позже репертуар «рентгениздата» дал крен в сторону американской джазовой музыки и рок-н-ролла. А окончательно подпольная индустрия грамзаписи свернула свою деятельность с появлением в продаже магнитофонной техники первого поколения. Начало освоению отечественного производства новинки звукозаписывающей техники было положено изготовлением в Киеве бытовых магнитофонов серии «Днепр».

Борис КОТЛЯРЧУК.

Из книги:
Котлярчук Б. Л. Старые песни. История и судьба. – Мариуполь.
Изд-во «Азовье» ЧП «Печатное бюро», 2011 г.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

One Response to “Подпольная грамзапись в Мариуполе”

  1. В те годы предприятия местной промышленности по выпуску грампластинок были во многих городах Украины (в крупных областных центрах не по одному, а едва ли не в каждом районе). Интересно, были ли подобные цеха, артели, фабрики, райпромкомбинаты и пр. в Мариуполе? Или в целом по Донецкой области?

Оставить комментарий