«Полундра» и «Морская газета» в Мариуполе

Понедельник, Май 27th, 2013

Жизнь Мариуполя за всю историю постоянно освещали десятки, если не сотни, газет. Каких только занимательных названий они не носили: «Копейка», «За металл», «Большевистская перевалка» и другие. Но была еще одна газета со звонким моряцким названием – «Полундра». Она освещала жизнь мариупольцев бок о бок с «Приазовским рабочим», тогда еще носившим имя «Приазовский пролетарий».


Но в отличие от «Приазовского пролетария», газеты общегородской, тематика ее была узкой. Само бодрое флотское название говорит о том, что в «Полундре» писали о моряках, и читали ее тоже моряки. У нас в городе «Полундру» незаслуженно позабыли, потому что изначально ее редакция находилась в Ростове-на-Дону. Однако газета всегда освещала труд азовских моряков и деятельность Мариупольского порта. К тому же со временем это издание окончательно перебралось в наш город, получило мариупольскую «прописку», стало называться «Морской газетой», а позже – «Азовским моряком».

В тридцатые годы прошлого века на Азовье действовало государственное пароходство – АГМП, а мариупольские суда входили в его состав. Штаб его находился тогда еще не в Мариуполе, а в Ростове-на-Дону. Так что «Полундра» стала печатным изданием всего Азовского морского бассейна, а дополнительно освещала еще работу речного флота Дона и Кубани.

«Полундра» стала выходить в июне 1929 года, спустя 11 лет после начала издания «Приазовского пролетария». В первый год вышло 14 номеров. Это было время первой советской пятилетки и индустриализации. Невиданными до этого темпами в нашем регионе строились заводы и фабрики, железные дороги и шахты. Уже было запланировано строительство «Азовстали» в Мариуполе.

Поэтому такими же бешеными темпами стали развиваться и морской  транспорт, судоходство. Прибывали новые работники, с верфей поступали новые корабли. К началу Великой Отечественной войны судов будет 51, и это станет большим достижением, ведь Первую мировую войну Азовский флот начинал с 21 судном, а с чем закончил – больно говорить.

Не удивительно, что по решению партийных органов на фоне общего подъема появилась и газета  водного транспорта. Полномочия у «Полундры» были серьезные. Корреспонденты выступали в роли проверяющих на производстве, устраивали рейды-проверки выполнения обязательств по пятилеткам. По критическим заметкам, как было принято в те времена, немедленно принимались меры. Особое внимание уделялось соревнованию моряков на производстве: «Полундра» выступала арбитром и определяла победителей по всему Азовскому бассейну.

Писали в «Полундре» и о том, как в портах справляются с огромными объемами погрузки зерна, как в пароходстве появляются новые суда типа «Дельфин», «Пионер». Часть статей уже тогда посвящалась общественной деятельности азовских моряков – они, оказывается, способствовали коллективизации на селе, участвуя в этом деле инвентарем и политинформацией. В их честь даже был назван колхоз — «Красный водник».

Печатались и специальные статьи по морскому делу – тогда, в условиях дефицита информации, это было очень кстати для моряков. К тому же газета учила, как бы сейчас сказали, корпоративной культуре: как организовать коллективный досуг водников на берегу, как правильно сделать стенгазету и так далее.

В июле 1934 года от «Полундры» «отделили» речной флот, и вскорости газету переименовали в «Большевик Азморя». Тем больше внимания она стала уделять мариупольским морякам и портовикам, а позже – и судоремонтникам.

В сентябре 1939 года, когда названия-аббревиатуры вышли из моды, «Большевик Азморя» стал просто «Морской газетой». Она издавалась во время войны, рассказывала о подвигах азовских моряков, о геройски погибших кораблях, капитанах и матросах. Но первую страницу всегда занимали сводки Информбюро и приказы  за подписью Сталина.

После войны бывшая «Полундра» много рассказывала о восстановлении флота и порта в Мариуполе, поднимала острые вопросы нехватки кадров на флоте, следила за работой  некогда знаменитой углерудовозной линии с Грузией – Жданов — Поти. Часто вспоминала «Морская газета» нашего великого земляка – полярника Георгия Седова, печатала о нем статьи. Излюбленным героем издания был  мариупольский портовик Никита Беспалый – он стал известен как докер-стахановец.

Из «Морской газеты» в дальнейшем вырос «Азовский моряк», газета процветавшего в советское время Азовского морского пароходства. У нее — уже своя собственная, интересная и наполненная история. Только внештатный авторский коллектив «Азовского моряка» в 70-е годы насчитывал больше 100 человек! Свое скромное, но нужное место в числе мариупольской прессы газета занимала и в годы независимости, и после развала АМП, но не пережила кризис 2008 года.

Однако Мариуполь и сейчас остается городом моряков. Поэтому «морскую тематику» в числе прочих важных тем сейчас освещают «Приазовский рабочий» и другие издания региона.

 

Леонид КАРАМУШКИН

http://pr.ua

К сожалению, нам не удалось найти фотографий газет, о которых идет речь в статье.

Если кто-то поделится с нами, «Старый Мариуполь» будет благодарен! :)

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий