Полярное сияние Северного Приазовья

Воскресенье, Сентябрь 23rd, 2012
Нынешний год особенный в истории нашего отечества. Сто лет назад сразу четыре полярные экспедиции исследовали Северный Ледовитый океан: И. Сергеева – Б.А. Вилькицкого, В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова и нашего земляка Г.Я. Седова. Для нас, жителей Северного Приазовья, он знаменателен еще тем, что это год 135-й годовщины со дня рождения Г.Я. Седова, первого русского полярника, решившего покорить Северный полюс. Но и до, и после него были те, чья биография связана с Мариуполем и нашим краем.
 

ПОЛЯРНОГО капитана Д.Т.  Черткова многое роднит с Северным Приазовьем. Он однокашник Г.Я. Седова по Ростовской мореходке. До Арктики плавал по Азовью, бывал в Мариуполе, Бердянске. В1914 г. подался на Север, был капитаном парохода «В. Русанов», ледокола «Малыгин», проводил караваны по Северному Ледовитому океану. Когда сам застрял в Карском море, то его освободил из ледового плена друг Г.Я. Седова Н.Н. Балакшин на ледоколе «Святогор». В1933 г. по состоянию здоровья Д.Т. Чертков был переведен в Мариуполь капитаном ледокола «Степан Макаров». С первых дней вой-ны он занимался перевозкой военных грузов, буксировкой судов и кораблей. 26 сентября1941 г. «С. Макаров» ушел из Мариуполя в Новороссийск, ведя на буксире теплоход «Пугачев» и недостроенный дизель-электроход «Пролетарий» с 11 тыс. тонн зерна. 16 ноября «С. Макаров» вышел из Новороссийска, зашел в Туапсе, а 17 ноября совместно с транспортом «Нагин», тральщиком «Щит» и сторожевым катером вышел на Севастополь. Вскоре связь с ледоколом прервалась. Поиски его прекратили 26 ноября1941 г., и до сих пор судьба Д.Т. Черткова и его экипажа неизвестна.


ПОЛЯРНИКОМ, связавшим свою жизнь с Мариуполем, был капитан I ранга И.Н. Просвирнин. Уроженец Архангельской области, участник войны с фашистами в Заполярье, Арктике, он с 1969 г. становится жителем Мариуполя. В том же году создал и в течение 10 лет руководил образцовой морской школой ДОСААФ, выведя ее в число лучших в Союзе. При его содействии были построены водоспортивная база, гостиница «Морская», обрел второе дыхание клуб юных моряков. И.Н. Просвирнин первый в СНГ создал международную программу  «Славянское братство – Русь единая» и за свои сбережения проводил акции «Азовье – Арктика – Георгий Седов». Это связало родину Г.Я. Седова: Кривую Косу – Мариуполь – Ленинград – Архангельск – Землю Франца-Иосифа, остров Рудольфа, мыс Аук. Благодаря ему в 2003 г. на могиле Седова была установлена мемориальная плита, а в основании каменного гурия положена капсула с землей от «места отчего дома».

ПОЖАЛУЙ, самым титулованным мариупольским полярником был Р.Л. Самойлович. Родился он в Азове, но вскоре семья переехала в Мариуполь, где прошло его детство и где он окончил гимназию. Затем была учеба в Новороссийском университете, где Самойлович вступил в революционную борьбу. В1906 г. его сослали в Пинегу Архангельской области, там он познакомился с тогда известным полярником В.А. Русановым и под его влиянием тоже решил стать полярником. В 1912 году Самойлович принял участие в Шпицбергенской экспедиции В.А. Русанова.  Застолбив по заданию правительства 28 заявочных знаков, судно «Геркулес» должно было вернуться в Александровск-на-Мурмане. Но Русанов самовольно решил пойти по Северному морскому пути и добраться до Тихого океана. Как известно, экспедиция пропала и до сих пор ее судьба не известна. Но мы, мариупольцы, должны быть благодарны Русанову, что он сохранил нашему земляку жизнь: Самойлович с двумя спутниками на норвежском судне был отправлен в Петербург, чтобы передать в Географический комитет документы на права России владеть изысканиями угля.

Известный полярник Р.Л. Самойлович на фоне аэросаней «Пермский авиатехник». 1933 г.

Самойлович продолжал работать на Севере. В 1918 г. он отправил первую советскую экспедицию на Шпицберген, а в 1925 г. возглавил комиссию по изучению Севера, став в 1925 г. директором подобного научно-промышленного института. В 1928 г. Самойлович был назначен начальником экспедиции по спасению У. Нобиля, а в 1932 г. становится директором Всесоюзного Арктического института и почти каждый год во главе полярных экспедиций выходит в Арктику, всего он совершил их 21. Имя Самойловича носят острова, бухта, гавань, пролив, ледниковый купол в Арктике, полуостров, мыс и гора в Антарктиде.

С  ДВУМЯ полярниками, о которых пойдет рассказ ниже, я лично был знаком. Среди них В.А. Шнейдеров, первый ведущий «Клуба кинопутешествий».  В 1971 году мне повезло встретиться с В.А. Шнейдеровым в Москве, будучи на ВДНХ для демонстрации грузоподъемного оборудования, изготавливаемого цехом М 58 «Ждановтяжмаша». Из первых уст я услышал много интересного. В.А. Шнейдеров родился в 1900 г. в Таганроге, где находился «Торговый дом Шнейдеров». Его представительство было в Мариуполе, где бывал будущий полярник. В 1910 г. родители переехали жить в Новониколаевскую станицу (Новоазовск). Здесь Владимир учился в Алексеевском училище. Впоследствии Шнейдеровы переезжают в Москву, где в 1917 г. он окончил реальное училище, затем добровольно вступил в Красную Армию, участвовал в Гражданской  войне. А затем по поручению народного комиссариата земледелия был направлен в Донбасс, для организации первых в стране школ трактористов, в одной из которых позже училась наша знаменитая землячка Паша Ангелина.

Затем начинает работать в «Пролеткино» как документалист. В 1932 г. у Шнейдерова произошла встреча с Р.Л. Самойловичем, к тому времени известным полярником. Благодаря ему он попадает в полярный экспедиционный поход на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», впервые шедшем по еще не покоренному Северному морскому пути, где возглавляет группу кинооператоров. За время  плавания и дрейфа от Архангельска через Берингов пролив до Петропавловска- Камчатского был снят фильм «Два океана». В 1935 г. Шнедеров монтирует фильм «Джульбарс», который был закуплен всеми странами Европы. Всю войну он прошел кинооператором, снял 47 лент, а всего он оставил нам 120 картин.

С ПОЛЯРНЫМ летчиком М.И. Шевелевым, Героем Советского Союза, я познакомился 5 мая 1977 г. на праздновании столетия со дня рождения Г.Я. Седова на его родине. На берегу моря под шум волн он поведал много интересного. Кривокосскую землю он считал своей второй родиной. Здесь в 1920 г. в 16 лет Марк участвовал в бою с десантом врангельского полковника Назарова в составе объединенного отряда школ красных курсантов Таганрога и Мариуполя. 176 молодых людей навечно остались в братской могиле, а Марк был ранен. По выздоровлении был на партийно-комсомольской работе в Таганроге, по решению окружкома являлся одним из создателей Новониколаевской (Новоазовск) районной комсомольской организации  и ячейки на хуторке Кривая Коса. Часто бывая в Мариуполе по партработе, проведывал своего земляка, бойца Первой Конной армии А.А. Кондрашкина, вожака молодежи завода «Никополь». Затем по путевке комсомола был отправлен в Ленинград, где в 1925 г. окончил авиационный факультет института инженеров путей сообщения. В 1929 г. он возглавляет авиационную службу обеспечения ледовой разведки в Карском море. C 1932 по 1971 гг. М.И. Шевелев являлся начальником полярной авиации СССР. В 1937 г. он руководил высадкой самолета на Северный полюс с папанинцами, поисками пропавшего экипажа  Леваневского, где штурманом был мариуполец В.И. Левченко. Во время ВОВ М.Н. Шевелев формировал авиацию дальнего действия, отвечал за перегон самолетов с США по ленд-лизу. В 1962 г. он обеспечивал  перелет полярников на станцию  «Антарктида», а в 1977 г. вел лично с борта самолета ледовую разведку для прохода атомохода «Арктика» на Северный полюс.

ЯРКИМ лучом полярного сияния Приазовья является коренной мариуполец В.И. Левченко. В    1933-1937 гг. летал в составе экипажа Героя Советского Союза Леваневского в качестве штурмана. В 1933 г. за участие в спасении американского полярника Джо Маттерна награжден орденом Красной Звезды. В 1936 г. участвовал в перелете  Лос-Анджелес — Сан-Франциско – Уэлен – Якутск – Свердловск – Москва. Награжден орденом Ленина. В   1937 г. участвовал в попытке трансарктического перелета Москва – Северный полюс – США. 13.08.37 погиб в авиа-катастрофе во время перелета. О подробностях того перелета мне повезло услышать из уст В.И. Логинова, полярника СССР и Украины, ученика И.Д. Папанина, члена полярной комиссии Российского географического общества РАН, президента Всеукраинского клуба путешественников «Киевская Русь», автора книги «Табакерка принца Альберта», руководителя поисковой экспедиции по раскрытию тайной гибели Леваневского, сотрудника Национального Антарктического Научного центра Министерства образования Украины. 12 августа 1937 г. в 18.00 «пятерка смелых» во главе с Леваневским, штурман Левченко, вылетела по маршруту Москва – Северный полюс – Аляска протяженностью 6663 км. 13 августа в 13.40 пролетели над вершиной Земли, после 17.53 связь прекратилась. Все северные, дальневосточные, коммерческие, любительские радиостанции Союза и США непрерывно вели наблюдение за эфиром. Была снаряжена для поиска экспедиция на самом высоком уровне. Но тайна гибели до сих пор не раскрыта. Именем Левченко названы мыс и остров на Земле Франца Иосифа.

В СПИСКАХ полярников-мариупольцев есть Н.А. Лунин. После окончания Ростовской мореходки проплавал 11 лет на судах АМП, он по комсомольскому спецнабору «Молодежь на флот!» был в 1935 г. призван на только что созданный Северный флот, служил в Заполярье, Арктике. ВОВ застала его командиром подлодки «Щ-421», которая потопила 6 фашистских транспортов, рвущихся в Мурманск, на Новую Землю, Диксон. Восьмую победу Н.А. Лунин отмечал, уже будучи Героем Советского Союза и командиром крейсерского подводного корабля «К-21», который совершил много славных боевых дел. Но самое громкое – это потопление 5 июля 1942 г. линкорна «Тирпиц», идущего во главе фашистской эскадры с тремя крейсерами и более чем дюжиной кораблей и тральщиков. Их целью было уничтожение караванов судов из 34 транспортов, везущих из Америки в Мурманск тысячи тонн военных грузов. Ненависть Гитлера к Лунину была огромной. В отместку за «Тирпиц» немцы публично повесили проживавшего в Ростове отца Лунина, а самого его вслед за Эренбургом и Левитаном в Германии объявили врагом фюрера. Всего в Арктике Лунин потопил 24 вражеских корабля, став не только полярником, но и адмиралом.

ДАЖЕ в музее АМП об И.Д. Данилкине немного информации. Он родился в январе 1907 г. между Мариуполем и Ростовом на шхуне «София», где работали его родители. По возвращении в Мариуполь хозяин выделил им барак в районе порта. В 1924 г. окончил портовское ФЗО водного транспорта, вступил в комсомол, а через год сбежал в рейс на паруснике «Любезный отец», чтобы учиться в Ростовской мореходке. По окончании плавал капитаном на судах АМП – «Бельбек» и «Тракторист», а в 1936 г. его перевели старпомом на пароход «Георгий Димитров», оказывавший помощь республиканской Испании. Весной   1941 г. И.Д. Данилкин возвращается в АМП. Во время войны он в составе кораблей Черноморского флота участвует в боевых операциях под Керчью, на Кавказе. В 1942 г. назначается командиром охраны рейда порта Новороссийск. После изгнания немецкого флота с Черного моря И.Д. Данилкин участвует в разгроме Японии на Тихом океане, приемке военных кораблей по ленд-лизу. В 1946 г. он возвращается в АМП, пройдя путь от капитана теплохода «Краснодон» до начальника пароходства (1949 г.). В 1955 г. его назначают начальником Арктического морского пароходства. 8 лет он отдал Арктике, плавал по следам Г.Я. Седова, обеспечивал доставку экипажей на Северный полюс. В знак заслуг И.Д. Данилкина перед отечеством на верфях Хельсинки был построен теплоход «Капитан Данилкин».

ИЗ ПОЛЯРНИКОВ Приазовья ныне здравствует Г.И. Вышинский, ему сейчас 58 лет. Родился он в Тельмановском районе, ранее входящем в мариупольский уезд, в семье переселенцев из Кракова. После службы в армии работал печатником в районной типографии, а затем трудился забойщиком на шахте имени А.М. Гаевого в Горловке. Потом подался в Москву, окончил институт права и экономики, художественное училище. Далее увлекся полярными исследованиями, переехал в Нижневартовск, работал в нефтегазовой компании «Самотлор». В 1997-1998 гг. участвовал в Арктической полярной экспедиции, приуроченной к 120-летию со дня рождения Г.Я. Седова. Возглавлял маршрутную группу полярной экспедиции  «Антарктида-2000»  -  «Мир без наркотиков». Г.И. Вышинский – художник, поэт, писатель. В2002 г. вышел его сборник «Подари мне радугу», а в2012 г. в Мариуполе он издал книгу «По следам Георгия Седова». Он кавалер ордена «Бронзовый крест 3-й степени УРК» за преодоление Арктики и стремление к Северному полюсу. Сейчас живет в Новоазовске.

х х х

В сентябре этого года в п. Седово состоялись «Седовские чтения», посвященные 135-летию со дня рождения Г.Я. Седова и столетию первой русской экспедиции на Северный полюс под командованием старшего лейтенанта Георгия Седова. Организаторы включили в темы докладов и сообщения о полярниках Приазовья и Мариуполя. Среди участников были историки, путешественники, политики, полярники СНГ. Очень хотелось бы, чтоб полярное молодое племя Мариуполя появилось и в независимой Украине.

 

Алексей ПОПОВ, краевед

http://pr.ua

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий