Шаг вперед, два шага назад

Вторник, Февраль 8th, 2011

В структуре современного образования в Украине возникли и все  большую роль играют гимназии и лицеи. Они призваны стать ведущими, образцовыми учебными заведениями.

Но чем они отличаются (или должны отличаться) от обычных общеобразовательных школ?

Пытаясь ответить на этот вопрос, мы невольно обращаем свой взгляд в минувшие века: ведь из истории школы мы знаем, что  гимназии и лицеи были и в дореволюционной России. Какими же они были тогда, в 19 веке? Какими были учителя гимназии?  Настоящая публикация может в определенной мере  утолить наш интерес. В ее основу положено скрупулезное изучение автором  собраний законов Российской империи и архивов гимназий в Мариуполе. Все они хранятся в научной библиотеке нашего краеведческого музея.

В предлагаемой  публикации освещен только один, но ключевой вопрос: педагогические кадры дореволюционной гимназии.

Александровская мужская гимназия

В дореволюционном Мариуполе было две государственные гимназии: Александровская мужская гимназия (ул. Георгиевская, 69) и Мариинская женская гимназия (ул. Греческая, 44). Обе они  основаны в 1876 году.

Дореволюционная гимназия – среднее общеобразовательное учебное заведение с восьмилетним сроком обучения. Первый класс гимназии соответствовал современному пятому. Начальная  школа  с четырехлетним сроком обучения существовала отдельно. Таким образом, в  дореволюционной России более ста лет существовало двенадцатилетнее среднее образование. Переходя сейчас на 12-летку, мы, делая шаг вперед и два назад, возрождаем то, что уже  когда-то было. Уже это одно повышает наш интерес к истории гимназического образования.

Познакомимся с учебным планом 1914 года. В гимназии  изучались Закон Божий, русский язык с церковнославянским, латинский язык, греческий язык, философская пропедевтика, законоведение, математика,  физика, история, география,  немецкий язык,  природоведение, чистописание. Кроме того, были предметы необязательные (по выбору): пение, музыка, танцы, гигиена, стенография. В первом классе было 24 урока в неделю, в восьмом – 29.

Учителя гимназии считались на государственной службе и  пользовались теми же правами, что и все государственные служащие. Все учителя, как правило, должны были иметь университетское образование. Однако одного этого было недостаточно для начала работы – требовался документ об окончании учительских курсов.

На учительскую должность можно было попасть только после окончания стажировки, которая длилась от 4 месяцев до года. При поступлении на службу необходимо было принести присягу на верность службе. При этом подписывался присяжный лист, который хранился в Сенате.

Прием на работу по совместительству был запрещен.  Не разрешался переход из одного учебного заведения в другое в течение учебного года, так как это могло нарушить процесс обучения.

Педагогический совет гимназии осуществлял руководство учебной и воспитательной работой учебного заведения. Как правило, педагогический совет собирался один раз в месяц. Все заключения и выводы педагогического совета утверждались высшим начальством. При разногласиях между директором и советом арбитром выступал попечитель учебного округа. Даже если в совете было одно отличное от других мнение, то оно непременно докладывалось попечителю.

По гимназическому Уставу 1871 года недельная нагрузка учителя составляла 12 часов. Исходя из нее, назначалось жалование.

Существовало четыре вида годичных окладов: 750, 900, 1250 и 1500 рублей.

Низший оклад полагался при поступлении на службу и в первые пять лет работы. Через пять лет все преподаватели начинали получать жалование по второму разряду. Следующее повышение зависело от многих факторов. Во-первых, от вакансии, так как окладов третьего и четвертого разрядов было всего несколько. Учитель, претендующий на повышение оклада, должен был иметь длительный стаж работы  и хорошую характеристику. Те учителя, которые получали высший оклад, получали звание «заслуженный», однако оно не давало никаких льгот.

Существовали и некоторые другие формы доплаты учителям. Учителя словесности и древних языков получали по 100 рублей за проверку письменных работ. В гимназиях применялась и практика специального найма учителя для  проверки тетрадей по словесности и древним языкам.

Весьма высокой была доплата за проведение дополнительных уроков сверх ставки: до 60 рублей в год за проведение одного недельного урока.

За классное руководство  полагалась сумма в размере 160 рублей в год. При оформлении на работу, если педагогу приходилось, идя в гимназию, преодолевать большие расстояния, определялись «прогонные» деньги – из расчета 2,5 копеек за версту (вне  зависимости  от вида транспорта), а также «подъемные» в размере  трети будущего годового жалования.

Женская гимназия

Директору гимназии полагалось жалование в размере 1200 рублей в год, при этом ему добавляли 800 рублей так называемых «столовых» денег. Квартира ему предоставлялась также бесплатно.

Инспектор гимназии (он исполнял обязанности нынешнего завуча), при казенной квартире, получал зарплату 900 рублей в год и 600 рублей «столовых».

Если директор и инспектор проводили уроки, то им за это полагалось такое же вознаграждение, как и учителям – из расчета 12 часов в неделю.

Директор и инспектор должны были быть и классными руководителями. Но за эту работу вознаграждения им не полагалось.

Заработная плата, как правило, выдавалась 20 числа каждого месяца по месту работы.

Сделаем небольшое отступление. Для того, чтобы читатель имел реальное представление о том, что стоит за перечисленными выше денежными суммами, необходимо знать цены, которые  существовали в дореволюционном Мариуполе.

В протоколах заседания Городской Думы за 1905 год обозначены следующие предельные цены за фунт (409,5 гр.) продовольствия. Хлеб: крупчатый белый – 4 коп., пшеничный полубелый – 4 коп., арновочный – 4 коп., ржаной простой – 3 коп. Мясо: говядина 1-й сорт – 10 коп., 2-й сорт – 8 коп., 3-й сорт – 6 коп., свинина – 11 коп.,  баранина задняя часть – 18 коп., передняя – 15 коп., телятина задняя часть – 10 коп., передняя – 8 коп., и т.д.

Пенсионное обеспечение для учителей гимназии было введено в начале 19 века.

За срок службы от 20 до 24 лет при досрочном выходе на полную отставку мужчинам полагалось выплачивать ежегодно половину оклада. 25-летняя работа учителем давала возможность получить (независимо от возраста!) пенсию в размере годового оклада. Педагоги-женщины уходили на пенсию, проработав 20 лет.

Если педагог продолжал работать и после 25- летнего срока, то за  каждые проработанные пять лет к пенсии сверх того добавлялось  еще 20% пенсии. Такой педагог, работая в гимназии, получал одновременно и зарплату, и пенсию в полном размере.

В этой связи сделаем еще одно отступление. При своем 57-летнем стаже работы в школе автор этой публикации мог бы, работая в дореволюционной гимназии, получить ДВЕ полные  пенсии и еще 20 % третьей пенсии. Это составило бы в год свыше 3000 рублей (250 рублей в месяц).

При выходе в полную отставку полагалось единовременное  пособие в размере годового оклада.

Существовали пенсии по состоянию здоровья: при службе от 10 до 15 лет выплачивалась треть оклада, от 15 до 20 лет – две третьих оклада, а после 20 и более лет – полный оклад в качестве пенсии.

После смерти учителя в гимназии пенсию продолжали выплачивать его семье. Вдове пожизненно или до нового  замужества полагалась половина от пенсии мужа, детям выплачивалась оставшаяся часть, которая делилась между ними на равные части. Дети получали пенсию за отца до 21 года.

Для семей учителей-пенсионеров (живых и умерших) существовали еще некоторые льготы. Дети пенсионера получали  денежное пособие на учебе в любом учебном заведении (юноши в возрасте от 7 до 18 лет, девушки от 7 до 17 лет).

За хорошую службу и заслуги перед отечеством, а также за выслугу полагались определенные награды. Существовали следующие их виды: объявление Высочайших Его Императорского Величества благодарности и благоволения, очередной чин  (иногда и повышение на несколько чинов), ордена Св. Владимира или Св. Анны, аренда (земли, недвижимости), подарки от  Высочайшего Его Императорского Величества имени, единовременные денежные выдачи, звание личного или потомственного гражданина, медали, кафтаны (комплект учительской формы) и другие.

Как правило, награды давались со следующими формулировками: «за выдающиеся отличия» или «за отличия».

Существовала квота на все виды наград. Для гимназий она была следующей: одна – на пять учителей.

Награды выдавались не ранее, чем через три года после начала службы. Промежуток между получением наград составлял три года.

Директорам гимназий  рекомендовалось строго следить за тем, чтобы во  вверенных им  учебных заведениях существовала единая точка зрения на все  вопросы. В противном случае предлагалось увольнять инакомыслящего педагога.

Строго контролировалась литературная и политическая деятельность учителей. Учителям запрещалось участвовать в политических и литературных дискуссиях. Учителям разрешалось публиковать статьи и книги, касающиеся только учебно-педагогической тематики. Это относительно и к публичным выступлениям. Критика училищного начальства, структуры образования, а также правительственной политики не  разрешалось.

Все вышеизложенные запреты мотивировались тем, что учителя являются государственными служащими, а их выступления (устные или письменные) могут создать впечатление, что это официальная точка зрения. В этой связи подчеркивалось, что для учителя главным  является разработка вопросов педагогики и дидактики, безупречная работа с учениками в классе.

Ограниченные рамки данной публикации не позволяют автору познакомить читателей со всеми аспектами правового и материального положения учителей дореволюционных гимназий. Да в этом, полагаю, и нет большой необходимости, любознательный читатель сможет найти разрешение интересующих его вопросов в многочисленных документах 19-20-х веков. Было бы  желание.

Подчеркнем еще раз: необходимость знакомства с этими  документами связана с тем, что в последнее время начали открываться гимназии и частные учебные заведения. Открытие таких учебных заведений сегодня не всегда представляется оправданным. Это связано с тем, что происходит лишь смена названия учебного заведения, при этом сущность образования в нем не меняется.

Педагогическим коллективам учебных заведений нового типа предстоит пройти тернистый путь создания такой учебно-воспитательной модели, которая бы в полной мере соответствовала требованиям современного общества. Творчески преодолевая эти  сложности, полезным будет заглянуть и в историю школьного образования.

Павел Мазур,

учитель-краевед.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

One Response to “Шаг вперед, два шага назад”

  1. С большим интересом познакомился с публикацией Павла Мазура. Ещё раз нашёл подтверждение моего твёрдого убеждения в том, что большевики-коммунисты при помощи своей лживой идеологии выводили новую популяцию лохов — советский народ. Я преподаватель, мне больше 60 лет. И я утверждаю, что такого достойного содержания советские преподаватели не знали никогда. А также дети советских людей такого достойного образования не получали никогда после Николая Александровича Романова, вечная ему память! Мне хочется спросить уважаемого Павла Мазура : не можете ли Вы найти историю создания Мариупольского Аграрного Лицея — бывшее ПТУ-141 в посёлке Сартана. Особенно хотелось бы узнать о судьбе первого директора Школы механизаторов «Тракторуч» Г.Я.Лапика. Он был директором недолго — с конца октября 1933 года по начало 1934, когда директором стал другой человек — В.М. Елесин. Продержался ли Елесин до 1937 года не известно. Знаем только, что в 1937 году директором стал Брюхненко (!937-1939). Затем А.Ф. Чельмакчи (!939-1941), затем А.Н Парафейник ( с 1941 до сентября 1941). Очень хотелось бы узнать, как жили преподаватели, сколько получали денег за свой педагогический труд. Почему-то коммунисты об этом всегда стыдливо (скромно) умалчивали. Заранее благодарен за материалы.

Оставить комментарий