Сталин и Мариуполь

Пятница, Декабрь 24th, 2010

О том, что собой представлял Мариуполь в самом начале прошлого века, Сталин узнал в Восточной Сибири, куда его  сослали за профессиональную революционную деятельность.  Там по пути к назначенному ему месту он познакомился с таким же  ссыльным Абрамом Гусинским. Там они сошлись довольно близко, и Абрам  рассказал  Сосо  Джугашвили (таковы тогда были имя и фамилия будущего главы СССР), о том что  сослан  за создание социал-демократических кружков на мариупольских металлургических заводах и руководство объединенной забастовкой рабочих «Никополя»  и «Русского Провиданса» в 1899 году. За время довольно  короткого общения они сдружились, и когда Сосо Джугашвили в суровое зимнее время отправился в свой первый побег, то по пути,  полузамерзший, постучался в дом, где жил Гусинский. Тот и снабдил беглеца теплой одеждой и обувью.

Лично же познакомился с нашим городом Сталин летом 1920 года уже как член  реввоенсовета южного фронта. Тогда командовавший белыми войсками адмирал Врангель поставил перед полковником Назаровым задачу -  высадиться десантом в районе станицы Ново-Николаевской (ныне город Новоазовск) и поднять восстание казаков в тылу Красной  Армии. Как пишут историки, высадка прошла  беспрепятственно. Для того, чтобы выяснить насколько велика угроза задуманной Врангелем операции, в Мариуполь специальным поездом прибыли командующий Южным фронтом А. Егоров и член реввоенсовета И. Сталин и сразу же направились в штаб Красной Азовской Флотилии, располагавшийся в уцелевшем ныне здании на Приморском бульваре. Уточнив, что замысел Врангеля не осуществился, Егоров вместе со Сталиным тем же вечером спецпоездом отбыли из Мариуполя.

Неизвестно, прошло ли его внимание мимо факта оккупации Мариуполя в годы Великой Отечественной войны. А вот освобождение его он, как главнокомандующий, отметил специальным приказом, согласно которому в честь освобождения Мариуполя Москва салютовала двадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати четырех орудий, а 22-ой стрелковой и 9-ой гвардейской дивизиям было присвоено 16 ноября звание Мариупольских. В том же 1943 году Сталин, как глава Государственного  комитета Обороны, подписал постановление «О неотложных мероприятиях по восстановлению» системы водоснабжения Донбассводтреста и  предприятий Наркомчермета в Донбассе, в котором  указывалось, что «быстрейшее восстановление Мариупольского завода имени Ильича считать важнейшей народно-хозяйственной задачей». Ильичевцы делали все возможное, чтобы быстрее восстановить свое предприятие. Их успехи не прошли мимо внимания Сталина. 15 июня 1944 года в их адрес поступила правительственная телеграмма. В ней говорилось: «Поздравляю рабочих, инженеров, техников и служащих с успешным восстановлением завода и вводом в действие мартеновских печей, прокатных станов, трубосварочного и сталелитейного цехов. Ваша работа по скорейшему восстановлению завода им. Ильича оказывает большую помощь Красной Армии в ее борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Желаю Вам, товарищи, успехов в дальнейшей работе. И. Сталин».

В том же 1944 году решением Государственного Комитета обороны за подписью И. Сталина  мариупольскому судоремонтному заводу было поручено производство судоподъемных понтонов. Они выполнили его раньше установленного срока.

Наступил 1945 год. Еще продолжалась война, а в стране разрабатывались мероприятия по поводу перевода промышленности на мирные рельсы. 11 марта 1945 года Государственный Комитет Обороны, возглавляемый Сталиным, принял решение организовать на заводе имени Ильича изготовление железнодорожных цистерн. В соответствии с ним завод должен был уже в августе дать железнодорожникам страны первые двухосные цистерны. Ильичевцы выполнили это задание: в августе они рапортовали об изготовлении первых 25 цистерн. Когда об этом доложили Сталину, он спросил, а можно  ли до конца года изготовить еще сто? Как бы отвечая на этот вопрос, ильичевцы дополнительно изготовили еще 351 цистерну.

В конце 1944 года в ходе  восстановления завода «Азовсталь» было принято смелое и оригинальное решение: не демонтировать взорванную немецкими оккупантами  доменную печь №4, а с помощью 200-тонных домкратов осторожно выровнять, поднять на нужный уровень и затем надвинуть на  заранее подготовленный новый фундамент. Работа эта продолжалась всего лишь 140 часов и была завершена 7 декабря. За это решение и руководство его осуществлением инженером П. Мамонтову, С. Круженникову, А. Каминскому и И. Галкину была присуждена Сталинская премия. На заседаниях комиссии по присуждению этих премий, как писал в свое время писатель К. Симонов, Сталин всегда  присутствовал и лично давал «добро».

В 1947 году с подачи Сталина «за  выдающиеся заслуги перед Родиной в деле выпуска железнодорожных вагоно-цистерн, создание броневой марки стали для танка Т-34 и в связи с пятидесятилетием», завод имени Ильича был награжден орденом Ленина. И в том же году, когда начала зарождаться  в СССР ракетная техника, Сталин дал команду поручить создание трех типов железнодорожных заправщиков ракет специальным топливом, поскольку завод имел к этому времени большой опыт  цистерностроения. В качестве образца на завод была доставлена цистерна для жидкого кислорода, которую немецкие ракетчики использовали для заправки ракет ФАУ-2. Однако ильичевские конструкторы в тесном содружестве с конструкторским бюро и специалистом по стартовым установкам многих ракет В. Барминым, не стали копировать ее, а пошли своим путем, создав оригинальные топливозаправщики для жидкого кислорода, для перекиси водорода и для спирта. И уже в 1948 году ТЗ-16 стали поступать в распоряжение ракетчиков, положив начало производству многих их модификаций на  заводе тяжелого машиностроения, отпочковавшемся от завода им. Ильича.

И последнее, что сделал Сталин, — лишил Мариуполь его исконного имени, дабы увековечить память умершего в октябре 1948 года своего ближайшего соратника А.А. Жданова только потому, что он родился в Мариуполе. И лишь 13 января 1989 года по воле жителей города, Совет Министров СССР отменил свое прежнее решение об увековечении памяти А.А. Жданова и вернул нашему городу его историческое имя.

И, наконец, последнее. В нашем городе были установлены пять памятников И.В. Сталину. Все они были  демонтированы в 1961 году после решения ХХІІ съезда КПСС. Один из них из белого мрамора автор этих строк видел последний раз рядом с кабинетом директора краеведческого музея Максима Семеновича  Клименко в 1963 году.

Николай РУДЕНКО.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

4 Responses to “Сталин и Мариуполь”

  1. На здании пассажирского вокзала ст.Мариуполь-порт, снесенного в 1960-х годах, была табличка о нахождении Сталина в нём.

  2. Спасибо автору за интересный материал.О пребывании вождя в городе узнал впервые.На Левом тоже стоял памятник Сталину на нынешнем бульваре 50-лет Октября, примерно метрах в 200-х от площади в сторону моря.Был он ,видимо,из бетона,помню,что ярко белый.

  3. Ошибочка крошечная у автора( м.б.просто опечатка): не «станция Ново-Николаевская»,а станица…Всё же Область Войска Донского была тогда.

  4. Спасибо. Это опечатка. Исправим.

Оставить комментарий