Вокзалы – калитки города. Часть 3

Четверг, Май 12th, 2011

3.  Автовокзалы
В 1907 году в Мариуполе было покончено с монополией гужевого транспорта – на улицах появились первые автомобили. Изготавливали их за границей. Деловые люди быстро оценили положительные качества этих железных повозок и стали все чаще применять их в своей деятельности.

Автовокзал в здании бывшей Городской Думы. 30-е годы

В 20-е годы по городу уже ездили нескольких моделей «легковых» автомобилей, а в 25-м – появились и первые автобусы.
Первый автобусный маршрут предназначался для перевозки на работу и с работы рабочих металлургических заводов. Это был, фактически, загородный маршрут, так как заводы находились за городской чертой. Начинался он от Базара, от прежней почтовой станции. Автобусы должны были отправляться через каждый час, но этот график часто срывался. К тому же, стоила поездка не дешево. Все это вызывало нарекания со стороны пассажиров и руководства заводов.
Вторым (как бы) автовокзалом, в 30-е годы, откуда можно было уехать в ближайшие села, стало здание бывшей Городской Думы на улице Апатова (теперь снова — Итальянская). В нем были выделены комнаты, где устроили билетную кассу (если они вообще тогда продавались?) и «ожидалку». Рядом там был большой двор, где построили автомобильный гараж. После войны там обосновалось автохозяйство общества ДОСААФ.
Дальние междугородные пассажирские автоперевозки в довоенное время практически не выполнялись, очевидно, из-за отсутствия соответствующих транспортных средств, да и междугородные шоссейные дороги (почти все без твердого покрытия) не выдерживали никакой критики.
«Нормальное» автомобильное сообщение между городами установилось лишь в послевоенное время. Да и тогда еще дороги были в ужасном состоянии. Даже на главном нашем направлении – в Донецк, много участков дороги оставалось без твердого покрытия, а там, где оно было, то все в выбоинах и неровностях. Доехать автобусом по такой дороге до Донецка можно было часа за три с половиной.
Реконструкция этой автомагистрали началась в конце 50-х годов, и продолжалась десятилетиями. А в стороны Таганрога, Мангуша и Розовки – и того дольше.
В какое-то время возникла необходимость определить в городе место, куда приезжали бы иногородние автобусы, и где бы их ожидали собравшиеся в дорогу горожане. На первых, как говорится, порах таким местом в центре города стал пустырь около трамвайного депо. Сейчас — это место на улице Варганова, у конторы Водоканала.
Затем, когда рядом была оформлена административная площадь города, то междугородные автобусы стали отправляться от нее, от тротуара, напротив бывшей 7-й школы. В соседнем же доме, в двух комнатках первого этажа и с входом под аркой, ютился и так называемый «автовокзал» (вернее его кассы).


Платформа автовокзала в центре города, 60-е годы

Наконец, стало ясно, что городу нужна полноценная автомобильная станция с вокзалом. Для этого подыскали и подходящее пустующее место – на Марьинске, — бывшее подворье Свято-Успенского Храма, разрушенного еще до войны. Место это было удобно и тем, что невдалеке, по улице М. Мазая разместилось автобусное автохозяйство, машины которого и выполняли многие рейсы.
Из воспоминаний архитектора А. Д. Клюева:
«Для городского автовокзала было выбрано типовое здание, каких понастроили тогда во многих городах страны. Проект «привязки» его и рабочие чертежи выполнили специалисты мариупольского филиала института «Донбассгражданпроект». Стены здания были сложены из силикатного кирпича и облицованы снаружи керамической фасадной плиткой. Автовокзал вступил в строй в 1967 году.
Однако, не простояв и нескольких лет, плитка на стенах осыпалась. Произошло это из-за нарушения технологии установки (скорее всего там применили не ту марку цемента, или вообще часть его похитили, заменив песком).
Поэтому мне пришлось разработать новый проект облицовки стен здания автовокзала, которым предписывалось укрепить на стенах сначала стальную сетку, и уже по ней класть плитку на специальном растворе, как это делается и теперь.
Кроме того, для перрона были разработаны навесы, под которыми расставили скамейки для пассажиров, ожидающих отправления автобусов».
К этому времени автобусное сообщение стало популярнее железнодорожного, вследствие своей мобильности – автобусы отправлялись в рейсы чаще, чем поезда, и по таким направлениям, где железной дороги вблизи и в помине не было.
Мало того, все мы помним, что купить билет на поезд не всегда удавалось. А в автобус всегда можно было кое-как втиснуться, и, заплатив непосредственно водителю, ехать в нужном направлении. Сколько раз автору самому приходилось уезжать в командировки, или возвращаться домой, стоя в проходе переполненного автобуса по 200-300 километров пути.
От мариупольского автовокзала можно было уехать во многие города республики. Совершались рейсы и в города Российской федерации. Наряду с автобусами Львовского завода, Московского и Павловского, по дорогам курсировали и комфортабельные автобусы венгерской фирмы «Икарус-Люкс» и просто «Икарус». Также на междугородных линиях работали и маршрутные такси (автомобили ЗИМ и Волга).
Было время, когда выполнялись и сверхдальние рейсы (В Москву, во Львов, в Сочи). Многие из них совершались ночью, что было небезопасно. Когда же участились случаи аварий, все ночные рейсы были отменены.
Наш автовокзал почти без ремонтов простоял около 40 лет. Но в последние годы техническое состояние его существенно ухудшилось – требовался капитальный ремонт. И он был, наконец- то, к юбилейным празднествам города, проведен.
Тщательно и со вкусом обновлен интерьер общего зала, уложен новый блестящий пол, установлены новые кабины касс, киоски и мебель. Обновлены и остальные помещения вокзала, теперь там есть и уютное кафе. У заднего фасада пристроены новые аккуратные киоски.
Что же касается внешнего вида здания, то тут с архитекторами можно поспорить. Теперь стены обшили металлическими гофрированными листами, вероятно, поверх имевшихся там плиток. И вот теперь, на наш взгляд, автовокзал стал более похож на какой-нибудь склад, чем на дворец автотранспорта.
Благоустроена и территория вокруг вокзала. Оборудована платформа и места посадки в автобусы и маршрутные такси, а перед зданием разбит цветник и намертво забетонированы в землю скамейки (вероятно, чтобы не украли).
Наконец-то приведен в соответствующий вид и общественный туалет, долгие годы находившийся в ужасном состоянии.
Но самым главным достижением всего этого стало то, что открыли главный вход в здание автовокзала! Он оставался наглухо закрытым десятилетиями, вероятно, с самого начала постройки вокзала.
Надо думать, все, что делается на автовокзале, рассчитано на перспективу футбольного чемпионата 2012 года.
Сейчас от платформ нашего автовокзала отправляются автобусы в ближние и дальние рейсы. В их числе и межгосударственные маршруты – в Россию (на Кавказ), и по Украине – до Одессы, Ялты (Крымской) и Киева. Правда, вот не стало рейса в Харьков.
Но наиболее интенсивный поток пассажиров от нашего автовокзала — в Донецком направлении, преимущественно в сам областной центр и другие города Донбасса.
Автовокзал предоставляет своим пассажирам весь комплект услуг. Особенно многолюдно и шумно здесь становится летом, когда отпускной народ устремляется на Юг, к морю. Пассажиры издалека, прибывающие сюда, пересаживаются на рейсы в прибрежные курортные места.
Чтобы разгрузить автовокзал от пригородных рейсов, было принято разумное решение
организовать в городе еще и автостанцию, которая обслуживала бы пассажиров в направлении курортной пригородной зоны – поселков Ялта, Юрьевка, Урзуф, Мангуш, Мелекино, Белосарайской косы, а также в сторону Розовки.
От автостанции отправляются пригородные рейсы также на загородные виноградники и городское кладбище.
Автостанцию построили в конце главного проспекта города, рядом с остановкой городского транспорта. Там есть павильон с кассами и залом ожидания, а на платформе – навесы, под которыми можно укрыться в непогоду. Автовокзал и автостанция «связаны» 9-м маршрутом троллейбуса.
Олег Карпенко, 11.11.08.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Оставить комментарий