Хобби меломана

Понедельник, Август 27th, 2012

Когда мне было года 3-4 , отец собрал сам шикарную по предвоенным временам радиолу в громоздком ящике из ценных пород дерева. Диск проигрывателя вращался не заведенной пружиной как в патефоне, а электродвигателем; звукоснимателем служила не механическая мембрана, а пьезоадаптер; громкость и тембр регулировались. Мне доверяли управлять этим чудом техники.

 

При этом меня чрезвычайно привлекало главным образом то обстоятельство, что вращающиеся грампластинки издают какие-то звуки, которые сами по себе мало интересовали. Однако, как рассказывали позже очевидцы, мне до знакомства с азбукой удавалось каким-то образом из пластиночной стопы безошибочно извлекать фокстрот «Три поросенка» и сказку про Бармалея. Тем и завершилось первое знакомство с миром грамзаписи. Дальше была война с сопутствующими бытовыми катаклизмами и их последствиями.

Такова предыстория дальнейшего обретения досуга. А начало увлеченности на всю оставшуюся жизнь было положено в старшем школьном возрасте собирательством грампластинок звезд эстрады  преимущественно джазовой ориентации (джаз тогда был запрещен). В старом патефонном футляре я соорудил самодельный электропроигрыватель, подключавшийся для усиления звука к любому типу радиоприемников. После того, как собрал пару десятков довоенных «старинных новинок», включая несколько пластинок Петра Лещенко, я сразу же стал в кругу ровесников примечательной личностью, часто приглашаемой со своим музыкальным богатством на домашние «междусобойчики» с танцами.

Начало знакомства с загадочно легендарным певцом Петром Лещенко связано с деятельностью бывшего Центрального мариупольского рынка в первые послевоенные годы.

Его фонограммы распространялись на фирменных пластиночных оригиналах, но больше в кустарных копиях на твердой и гибкой основе. Никто, конечно, тогда не знал никаких биографических данных о персоне, олицетворявшей предел коллекционной страсти эстрадных меломанов.

Значительный вклад в дело установления биографических данных артиста и легализации его творческого наследия внес коллекционер-филофонист из Ростова — на-Дону Михаил Иванович Мангушев (1917-1993).Ему удалось разыскать родственников Петра Лещенко и близко знавших его бывших деятелей эстрады «русского зарубежья» (Оскара Строка, Константина Сокольского, Аллу Баянову).

  М. И. Мангушев

 

В конце 1987 года по каналам русской службы радио Би-Би-Си прозвучало два 60-минутных музыкальных очерка о, казалось бы, навсегда забытом Петре Лещенко. Их автор – английский музыкант Бибс Эккель в заключительной передаче от 25 декабря отдал должное настойчивым попыткам легализовать творческое наследие певца, предпринимаемым отважным и последовательным поклонником его таланта Михаилом Ивановичем Мангушевым и при этом высказал убежденность, что признать Петра Лещенко на Родине « давно пора». Под влиянием этой радиопередачи я написал в Лондон свой отзыв Бибсу Эккелю и в Москву вопрос в редакцию газеты «Аргументы и Факты»: настанет ли когда- нибудь черед опального певца Петра Лещенко?

Ответов я ниоткуда не ждал, поскольку по предшествующему опыту знал о бесперспективности  отправки подобных писем. Но на сей раз случилось непредвиденное. Газета «Аргументы и факты поместила мой вопрос и ответ на него вездесущего М. И. Мангушева. Вскоре я получил от него же личное письмо из города Ростов – на — Дону. А еще через некоторое время получил ответ Бибса Эккеля из Канады, где его нашло мое письмо на радио Би-Би-Си, я с огромным удовольствием начал переписку с этими интересными людьми».

Результатом плодотворного сотрудничества с М.И.Мангушевым явилась хоть небольшая, но очень важная победа. На конвертах двух их шести долгоиграющих грампластинок «Поет Петр Лещенко» фирмы « Мелодия» вышла  наша совместная аннотация. В журнале  «Музыкальная жизнь» №20 — 1990г была опубликавана статья «Король танго» об Оскаре Строке.

Рукопись « «Эстрадная песня: исторический очерк»  редактировался мною многократно*. Окончательная версия была создана в 1993 году и  представляет собой 212 страниц печатного текста + 42 страницы – библиография. Для данной работы сведения пришлось собирать буквально по крупицам, а  во времена всплеска «горбачевской гласности» в  буквальном смысле этого слова пользоваться неводом в информационном прибое. Мне удалось максимально воспользоваться создавшейся благоприятной ситуацией  при помощи друзей и доброжелателей, помогавших выцеживать из прессы интересующие сведения. Благодаря активной переписке с коллекционерами-филофонистами в исследовательский оборот оказались вовлечены уникальные публикации местной прессы регионов бывшего СССР от Прибалтики до Магадана.

Имеется еще одно существенное обстоятельство, позволяющее обратить внимание на суть предлагаемого вниманию заинтересованных читателей повествования о прошлом музыкально-песенной эстрады. Дело в том, что из числа ретро-меломанов, прошедших все стадии коллекционирования, я – один из младших. Кроме того, что ряды ветеранов коллекционеров-филофонистов редеют, унося в небытие ценнейшие сведения о малоизвестном прошлом нашей музыкальной поэзии, мало кто из них брался за тяжкий труд изложить на бумаге стройную концепцию накопленных по крупицам знаний в данной области. Что получилось в результате, судить читателю. Хотелось бы, чтобы те, кто останется после «последних могикан» знатоков вечнозеленой песенной эстрады знали, что всегда существовали не подвластные забвению культурные ценности, какой бы шквал бездуховности не обрушивался на наши души.

Борис Котлярчук

  • До сих пор не издана.

 

 Из Книги:  Котлярчук Б.Л.Старые песни. История и судьба. – Мариуполь.:Изд-во «Азовье» ЧП «Печатное бюро»,2011 г.-60 с.: ил.

 

 

 

 

 

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий