ЗАГАДКА МАРИУПОЛЬСКОГО «ЗИМНЕГО ДВОРЦА»

Вторник, Июнь 7th, 2011

На вопрос, какой архитектурный памятник в Мариуполе является самым интересным, чаще всего отвечают так: здание Дворца культуры комбината «Азовсталь», бывшая гостиница «Континенталь» в доме Томазо на Харлампиевской улице. Старожилы почему-то называют его в шутку «Зимним дворцом».

То ли потому, что в январе 1918 года здесь заседал временный исполнительный комитет, в котором преобладали меньшевики и сторонники украинской Центральной Рады, и большевики при помощи моряков-севастопольцев и донских казаков штурмом овладели гостиницей «Континенталь», после чего в городе была восстановлена советская власть; то ли потому, что своей старинной архитектурой дом Томазо напоминает дворец.

Нет необходимости подробно описывать его. Каждому мариупольцу хорошо знаком его представительный, элегантный фасад, рельефные стены, холодные голубые тона окон, обрамленные каменной вязью. В то же время его можно назвать и самым неизвестным домом, так как до сих пор он хранит тайну своего происхождения. Парадоксально, но автор проекта одного из самых интересных памятников мариупольской архитектуры неизвестен.

Тот факт, что споры об этом среди краеведов и старожилов города давно утихли, означает только одно: все вопросы оставлены открытыми, необходимы документы. Попытки отыскать в архивах Донецка и Мариупольского краеведческого музея проектные чертежи оказались безуспешными. Когда и как они исчезли – неизвестно.

Есть несколько предположений об авторе проекта. Одно из них такое: автором является В.А. Нильсен, архитектор Мариуполя. Однако в перечне работ этого ведущего архитектора города дом на Харлампиевской улице не упоминается.

Есть и другая версия. В архитектуре фасада дома Томазо ощущается стиль архитектора Ф.Шехтеля – одного из самых видных отечественных зодчих рубежа века. Самые известные его постройки – здание Ярославского вокзала (1902), особняк Рябушинского в Москве. Немало зданий было построено по его проектам и в Таганроге, Ростове-на-Дону, Ялте.

И хотя отсутствуют документы, подтверждающие авторство архитектора Шехтеля, существует много косвенных свидетельств, говорящих в его пользу. Например, некоторые архитектурные элементы таганрогских особняков, такие, как башенки с шатровыми крышами, изысканная декоративность фасада, узорная каменная вязь, решетчатые балконы, дубовые панели в интерьерах – побуждают вспомнить его знаменитые таганрогские и ростовские особняки.

К середине XIX века большинство городов Российской империи получило новые генеральные планы. Застройку предписывалось вести при помощи «образцовых чертежей» планирования кварталов. Однако в провинции эти правила постоянно нарушались. Тогда был издан правительственный Указ «О непроизведении нигде строений без плана». На места были присланы альбомы с чертежами зданий с «образцовыми фасадами». Видимо, в основу дома Томазо архитектор  положил «образцовый фасад» присутственных мест. Торжественное обрамление оконных рам вносило в архитектуру изящество, чему способствовала отделка стен, выполненная из штучного формовочного кирпича. Здание выглядело не только монументальным, но и парадно-дворцовым.

В процессе строительства и особенно после его завершения в 1898 году в архитектурный замысел были внесены значительные изменения: от первоначального проекта была сохранена только основная идея – корпус гостиницы, который расположен на Харлампиевской улице, завершался подъездной аркой. Представить его первоначальный вид помогает фотография, выполненная известным в городе фотографом Куюмджи. На фотографии нет второй половины здания, где сегодня находится зрительный зал Дворца культуры. Все это говорит о том, что театральная часть, а также два фойе и технические службы, были пристроены к корпусу гостиницы значительно позже, приблизительно в 1910 году. Сейчас пристройка заметна только по перепаду уровня пола при переходе в зрительный зал, хотя внешне, с фасада, саму пристройку заметить трудно.

Поскольку главным архитектором города был В.А. Нильсен, логично предположить, что строительство пристройки велось под его непосредственным наблюдением, хотя  в дальнейшем он не внес дом Томазо ни в один из формулярных списков.

Гостиница «Континенталь» была выстроена из красного формовочного кирпича, который производился на Хараджаевском кирпичном заводе. Стены здания имели контрастную окраску: на темно-красном фоне стен выделялась светлая отделка окон. В интерьере коридоров использовались чугунные плиты и стойки лестничных проемов, отлитые на заводе В.С. Сойфера в Мариуполе.

Хозяин особняка В. Томазо был человеком малопримечательным, хотя и богатым. И все же, именно он, одним из первых, создал в городе частную электростанцию, которая работала при

помощи керосиновых двигателей и давала освещение гостиницы. Любопытные ведения об этом содержатся в протоколах Мариупольской городской Думы за 1899 год. В одном из решений есть пункт об открытии 11 декабря 1898 года частной электростанции Е. Томазо. Станция находилась на Харлампиевской улице во дворе дома Попова, который примыкал к зданию гостиницы.

История дома Томазо тесно связана с различными учреждениями и событиями в жизни города. Вначале в нем размещалась гостиница «Континенталь» предпринимателя Д. Калери, затем, в начале века на первом этаже открыли роскошный ресторан. В той части здания, которая выходит на Екатерининскую улицу (ныне проспект Ленина) на первом этаже, а также в обширных подвалах размещалась электротипография братьев Гольдрин.

После революции дом занимали различные учреждения. В 1920 году в нем размещался штаб Начальника морских сил Черного и Азовского море (НАМОРСИ), затем в 1929 году Дворец труда. На первом этаже находился Центральный рабочий кооператив (ЦЕРАБКООП).

В начале сороковых годов началось строительство «Азовстали», и здание было передано в распоряжение вновь строящегося завода. С 1933 года здесь начал работать клуб металлургов.

Дом Томазо тесно связан с культурной жизнью Мариуполя. В разные годы в большом зале устраивались музыкальные вечера, в которых принимали участие видные музыканты и композиторы. Среди них были А. Кабалевский, М. Растропович, Э. Колмановский, Л. Лядова. Со сцены этого зала  звучали голоса певцов М. Гришко, М. Александровича, К. Огневого, А. Соловьяненко. Мариупольцы встречались здесь с ведущими артистами кино Н. Симоновым, П. Кадочниковым, Б. Андреевым, Л. Орловой, П. Мосохой, Е. Леоновым, Г. Жженовым, М. Бернесом, Л. Голубкиной, О. Анофриевым, Е. Весником, М. Пуговкиным и многими другими.

В этом доме бывали писатели, поэты А. Новиков-Прибой, В. Сосюра, В. Кочетов, Л. Первомайский, Б. Горбатов, В. Попов, А. Иванов, В. Карпов, И. Ле, Р. Козакова, П. Глазовой и многие другие.

Как же сегодня выглядит этот дом? Внешне он почти не изменился, исчезли только решетчатые балконы, да шатровые завершения крыши в центральной композиции здания. Оригинальная архитектура и богатая история дома Томазо ставит его в  один ряд с другими ценными архитектурными и историческими памятниками Мариуполя. Он включен в список зданий, охраняемых государством, о чем свидетельствует охранная доска на его фасаде.

Аркадий Проценко

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий