Где родился митрополит Игнатий?

Понедельник, Июнь 27th, 2011

Интерес к истории мариупольских греков, естественная любознательность, а также почтенное отношение к исторической фигуре святителя мариупольского митрополита Игнатия заставили обратить внимание двух молодых исследователей на одну очевидную, но как оказалось не односложную  деталь его биографии – рождение на греческом острове Фермия. Эта деталь, сопровождаемая многими фактами и пространными описаниями острова, была почерпнута из воспоминаний внучатого племянника митрополита, опубликованных в журнале «Русская старина» в 1915 году.


Первым, и, безусловно, справедливым желанием исследователей, по совпадению находившихся в географической близости от предполагаемого местоположения,  было посетить этот остров, и, сопоставив факты, с уверенностью сказать, что именно на этом, а не на каком-нибудь другом острове родился митрополит Игнатий, тем самым внося свой маленький вклад в формирование исторически справедливой картины прошлого мариупольских греков. Тем не менее, последовательное изучение карты современной Греции снова и снова свидетельствовало о полном отсутствии на ней острова Фермии, вызывая разочарование, но и укрепляя все больше и больше исследовательский интерес.

Но для начала посвятим, пожалуй, наших читателей в небольшие подробности этого исследования. В вышеупомянутом источнике кроме названия острова автор говорит о древнем происхождении рода Гозадино и сообщает такие детали, как существование на острове церкви Святого Саввы, построенной в древние времена в роще или в лесу, и нахождение над входной дверью этой церкви между различными эмблемами начертания «Hasadino». Таким образом, в распоряжении исследователей было достаточно нитей, ведущих к месту рождения святителя. После долгих и неудачных поисков Фермии, следующим шагом стал поиск церкви Св.Саввы. В результате поисков церкви было точно установлено, что существует не один святой, носящий это имя. Этот факт, как и тот, что было построено множество церквей, носящих имя этих святых, поставил перед исследователями больше вопросов, чем ответов. Становилась все очевидней потребность в новом подходе к проведению этого научного изыскания. Как уже догадался, наверное, наш уважаемый читатель, этим новым подходом должен был стать поиск рода Гозадино. Конечно, такой древний род, каким по словам автора воспоминаний был род Гозадино, не мог не оставить следа в греческой историографии, и попытка подтверждения этой гипотезы, после многих месяцев убеждения в её состоятельности, почти мгновенно дала столь ожидаемый результат. Это было связано с использованием нашими авторами таких современных средств поиска, как Интернет. Исследовав большое количество страниц, на одной из них удалось найти текст, принесший несказанную радость от ощущения приближающейся развязки.

«Остров Кифнос, называемый местными жителями Фермия, находится на расстоянии 52 морских миль к юго-востоку от Афин между островами Дзиа и Серифос. Ферри бот прибывает в Мерихас, порт в западной части острова. Хора или Мессария является столицей острова, и она расположена в 8 км от Мерихас на холмистой возвышенности.

Хора — это типичная деревушка Киклад, примечательная своими церквями с прекрасными образцами резьбы по дереву, иконостасами и иконами. Её строительство началось в начале 17 века и было произведено в свойственном Кикладам архитектурном стиле, с мощёными улицами и сводчатыми галереями. Самая старая церковь Хоры — это церковь Святой Троицы, одно-придельная базилика со сводом. За ней следуют церковь Св. Саввы с надписью над дверью, которая датирует её постройку 1613 годом, и родовым гербом Гозадино, а также церковь Панагия Сотира восстановленная в 1636 году с иконостасом 17 века».

После того, как найдены были приведенные выше данные, ничего не могло более остановить наших друзей от осуществления небольшой научной экспедиции на остров для того, чтобы воочию убедиться – соответствуют или нет описанные Игнатием Ивановичем детали острову Кифнос.

Свидание с островом

…Большое аттическое солнце, медленно поднимаясь, осветило прибрежные, плотно стоящие многоэтажки и улицы Пирея, прогоняя осеннюю утреннюю прохладу и окрашивая в жёлтый цвет стальные корпуса больших пассажирских кораблей, расступившихся перед быстроходной баржей «Миноан Лайнз», направляющейся к Кикладам. На её палубе, в редкой толпе островных жителей и запоздалых туристов, стояли и два уже знакомых нам отважных путешественника, взоры и мысли которых были сейчас обращены к невидимой ещё на горизонте точке, обещавшей через два часа стать островом Кифнос и открыть все свои тайны исследователям.

Заметив остров на почтительном от него расстоянии им пришлось перенести лёгкое разочарование, увидев вместо садов и маленьких гаваней посреди морской равнины возвышающиеся палимые солнцем скалистые горы, опоясанные редкими бороздами сухих серых колючек и каменными заборчиками, которые, как они узнали позже, служили для укрепления грунта и определения принадлежности пастбищ.

Паром пристал в Мерихас – самой светской деревеньке Кифноса со множеством кафе, таверн и маленькими гостиницами, одной из которых тут же воспользовались наши друзья.

Оставив сумки в номере, они сразу же отправились на разведку, которая преподнесла им первый сюрприз. На вывеске одного из магазинов, торговавшего рыболовецкими снастями, они прочитали фамилию хозяина: Козадинос Ф. Хозяина в магазине не оказалось, но его жена, невысокая добрая женщина лет сорока пяти с удовольствием выслушала рассказ о митрополите Игнатии и сообщила, что на острове живёт около двадцати семей Козадино, посоветовав обратиться к живущему в Хоре Антону Козадиносу, который, по её мнению, знал больше других об истории рода.

В Хору, где по преданию и находилась  церковь Св.Саввы, ходил стоявший у пристани автобус, расписание которого не знал ни один местный житель, а сам автобус хранил свою тайну пустой и закрытый, хотя несколько раз куда-то таинственно исчезал.

В итоге, в историческое село наши друзья отправились на следующее утро пешком, наслаждаясь лишённым излишеств горным ландшафтом и исследуя замеченные ещё с корабля пустые пастушеские хижины.

После одного из поворотов взору открылся уже привычный островной пейзаж, только теперь его завершал холм, плотно облепленный белыми строениями домов и хозяйственных сооружений. Хора встретила путников своими пустынными улочками и немногочисленными уроженцами, спрятавшимися в своем большинстве по домам от безжалостно палящих лучей эгейского солнца, в ожидании вечерней прохлады, времени сходок в тавернах и кафейнях.

Первым общественным местом, представляющим потенциальный интерес для проводимого исследования, явилось городское кладбище. Оно было небольшое и тихое, с ухоженными мощенными тропинками, белыми мраморными крестами и надгробиями. Из чтения эпитафий можно было составить картину о бывших достойных жителях острова. Внимание посетителей не могло не привлечь семейное захоронение представителей фамилии Козадино, украшенное мраморным барельефом. Рождение и смерть их приходились на конец 19-го – начало 20-го веков, факт, который давал мало возможностей для научного размышления о судьбе митрополита Игнатия, но подтверждал непрерывность связи этой фамилии с островом.

Кладбищенская церковь, минуя которую они покинули кладбище, подсказала им следующий шаг: нахождение церкви Святого Саввы, родового храма митрополита Игнатия, описанного в воспоминаниях. Ступая по узким улочкам города с плотно прилегающими уютными домами по обе стороны дороги, им встретились три древние церквушки, которые, не оказавшись храмами Святого Саввы, только приумножили благостные ощущения от приближающегося открытия.

Церковь Святого Саввы стояла на одной из нижних улиц города и не отличалась, на первый взгляд, от окружающих ее строений, хотя, остановившись и исследовав ее повнимательнее, невозможно было не заметить монументальность и воздержанность постройки. Здание церкви имело продолговатую четырехугольную форму, которую образовывали белые каменные стены, переходящие кверху в вытянутый купол, имея форму ковчега. С лицевой стороны строение венчала небольшая белая арка с крестом. Здесь же под небольшим слоем побелки молодые ученые обнаружили герб рода Гозадино и мраморную плиту с памятной надписью основателя храма Антона Гозадино. Надпись была стилизована и написана трудно понятным среднегреческим языком.

Итак, не теряя ни единой секунды более, положив мешающие им вещи на паперть перед храмом, под палящим полуденным солнцем исследователи стали записывать древние письмена, иногда надолго останавливаясь перед символами, заключающими в себе значение нескольких букв, что и затрудняло расшифровку слов. Удовлетворим любопытство читателей и приведем дословный греческий текст послания:

Ω κτητωρ ων καλλιστος ες ιονεον του οσιου πατρος ημων Σαββα του ηγιασμενου πεφυκε και παντευλογου, την κλησιν Αντωνιου Γοζαδινου του πικλιν, εκκλησιαν ηγειρεν εκ των κρηπιδων, εν μεση γαρ εστι εν τη τοποθεσια, κοποις μοχλοις τε, ομου τε και αναλωματων. Ον η ανω Προνοια δωρησε, κτισει και εισαγαγη εις χειρω τοπω χλοης. Ετους ΑΧΙΓ.

Перевод этой надписи, в которой, как оказалось позже, многие компетентные исследователи отмечали множество «орфографических ошибок и бессмыслиц» звучит примерно следующим образом:

Ктитор по имени Антон, по прозванию Гозадино, прекраснейший человек, воздвиг навеки от основания заботами и трудами своими, а также  иждивением своим, сей храм преподобного отца нашего Саввы, преосвященного и благословенного. Ему же высшее провидение приказало быть воздвигнутым и расположенным в месте лишенном зелени. В году 1613.

Следует заметить, что эта надпись является одним из первых случаев написания итальянской фамилии Козадино (Cozzadini) как Гозадино.

Желание обследовать церковь изнутри поначалу увенчалось неудачей, поскольку храм был закрыт. Попасть туда удалось только вечером по возвращению приходского священника со службы из другого села. Внутри церковь также отличалось простотой и лишенным излишеств убранством. Белые без росписей стены украшали старые византийские иконы, а надпись на мраморном полу церкви свидетельствовала о захоронении в ее стенах одного из Гозадино в конце 18 века. Отец Григорий, седобородый настоятель лет пятидесяти пяти, тоже оказался рода Козадино, но к сожалению, ничего не мог рассказать как об истории церкви, так и о своем роде. Не сохранились в церковном архиве и регистрационные записи о рождениях и крещениях 18 века.

Разыскав позже рекомендованного им Антона Козадино, объяснили ему причину беспокойства и договорились с ним о встрече в кофейне «Γλάρος».  Антон Козадино, внушительный мужчина лет шестидесяти с чертами лица мариупольского грека, пришел на встречу, принеся с собой книгу Антония Валиндаса «История рода Гозадино» издания 1898 года. В ней они нашли следующие сведения о роде Козадино: это род вононийского происхождения, начало присутствия которого на острове положило завоевание франками Константинополя и последующее подчинение островов Архипелага венецианцами, вследствие чего в 1207 году Кифнос был занят венецианским адмиралом Марком Санудо, род которого правил островом до 1320 года. С 1322 года островом правил род Кастелли, который в 1337 году сменился родом Козадино, правление которого продолжалось до 1537 года.

Вследствие постоянного присутствия латинского населения на Кифносе и на Кикладах в целом, Козадино сохраняли свое римско-католическое вероисповедание, о чем свидетельствуют данные о двойных богослужениях в храмах (в том числе и храме Святого Саввы) и о династических браках Гозадино с латинскими правителями других островов Киклад. Тем не менее, с течением времени Гозадино принимают православное христианство, и если в конце 16 века еще упоминается о существовании католиков Гозадино, то в 1752 году сохранившееся письмо латинского священника Леонардо Росси к архиепископу Наксоса Петру свидетельствует: «…на острове Фермия ни одного латина католика не существует…». Автор книги приводит данные о проживании на Кифносе в 1887 году 20 семей Козадино, численность, которая по наблюдению героев нашего рассказа не изменилась до настоящего времени. Это объясняется в первую очередь ограниченными ресурсами острова, где основной хозяйственной деятельностью является овцеводство. Результатом этого фактора являлась постоянная эмиграция жителей острова не только на материковую Грецию, но, что немаловажно для этой статьи, и за ее пределы. Так, к примеру, А.Валиндас констатирует присутствие в Румынии одного из представителей Козадино.

Огромное разочарование принесло исследователям посещение муниципального совета столицы острова, которое показало полное отсутствие архивных записей до 1830 года, лишая этим надежды на установление точной даты рождения митрополита Игнатия.

Гуляя по улицам уже ставшей родной Хоры, изредка оценивая достоинства местной кухни, наши друзья не могли не обратить внимание на ухоженный садик в центре города, который мог оказаться той самой рощей, около которой по словам автора воспоминаний о митрополите была построена церковь Святого Саввы, найдя которую исследования на острове могли считаться завершенными, поскольку роща являлась последним связывающим звеном поисков. Относительная же внешняя молодость деревьев и некоторая удаленность их от церкви вызывали определенные сомнения в состоятельности находки как аргумента, и было принято решение отправиться за толкованием и советом к Антону Козадино. Ожидания от этой встречи оправдались, поскольку память его еще хранила предание о действительно существовавшей роще возле церкви Святого Саввы, которая лишь в начале двадцатого века была вырублена и застроена домами. А небольшая площадь справа от церкви до сих пор напоминает о ней своим названием «στα δεντρά», что в переводе означает «у деревьев».

Таким образом, авторам удалось обнаружить полное соответствие описаний Игнатия Ивановича, связанных с рождением своего прадеда, и проведенных на Кифносе исследований.

На этом миссия на острове была завершена и, как не бывает грустно, всегда наступает пора прощаться. Простившись с Кифносом и оставив его нераскрытые загадки будущим поколениям пытливых историков, они пустились навстречу новым, присущим искателям, волнениям — поисков и находок, удач и разочарований.

Хаджинов Константин

Гарбуз Корнель

Салоники — Кифнос

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Оставить комментарий