ЗНАМЕНИТЫЙ БАТАЛИСТ

Воскресенье, Октябрь 13th, 2013

Имя Петра Тарасовича Мальцева, одного из ведущих создателей грандиозной панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», сейчас хорошо известно в нашей стране.

Он родился в Мариуполе 8 декабря (25 ноября) 1907 года. Тяга к рисованию у него проявилась очень рано, но в родном городе не было такого учебного заведения, где можно было бы учиться живописи. Время было необычайно ярким, но и необыкновенно трудным.

Только что закончилась гражданская война, но наступил неурожайный 1921 год. В Приазовье еще бродили вооруженные группы, не подчинившиеся советской власти, так что путь из Мариуполя в Александровск, только что переименованный в Запорожье, был небезопасным. Но ехать надо было, потому что там открылась художественная профшкола. Три года учился в ней Петр Мальцев, а по окончании как самого талантливого ученика его направили в Москву, во ВХУТЕМАС — Высшие государственные художественно-технические мастерские. Слава этого учебного заведения, созданного после революции, гремела по всей стране. Четырнадцатилетним подростком Мальцев жадно читал в газетах о посещении ВХУТЕМАСа Лениным и Крупской, об их беседе со студентами об учебе, об искусстве. И вот мечта его сбылась: он студент ВХУТЕМАСа. Правда, в 1930 году молодой художник получил Диплом об окончании монументального отделения живописного факультета Высшего художественно-технического института — к тому времени ВХУТЕМАС преобразовали во ВХУТЕИН.

В Ленинграде, в библиотеке Академии художеств, той самой, в которой некогда преподавал наш Куинджи, принесли по моему заказу все, что там есть опубликованного о Петре Тарасовиче Мальцеве.

Я долго вглядывался в репродукцию картины нашего земляка «В выходной день», читал статьи о ней, опубликованные в довоенных журналах. Глядя на эту картину, трудно было предположить, что молодой художник, тяготеющий к изображению пейзажа и жанровых сцен, очень скоро и навсегда свяжет свою творческую судьбу с батальной живописью.

Но очень скоро в жизни весело улыбающихся, загорелых, крепких юношей и девушек, столь радостно проводящих свой выходной день на картине П. Мальцева, наступил навеки памятный воскресный день — 22 июня 1941 года. Герои Мальцева стали солдатами Великой Отечественной. Солдатом стал и сам художник. Среди наград, которых он удостоен, особенно дороги ему солдатская медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.

Авторитетный энциклопедический словарь выделяет из написанного Мальцевым во время войны только одну батальную картину — «Наше море» (1944). Но Петр Тарасович создал тогда целую галерею защитников Родины, большое количество полотен. То, что он увидел в военное лихолетье, что пережил в огне боев, мысли и чувства того времени — все это дало ему творческий заряд на всю жизнь. И вполне закономерно, что вскоре после Победы П.Т. Мальцев стал членом Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

П. Мальцев, «Штурм Сапун-горы»

Художник по-прежнему отдает дань своему первоначальному увлечению пейзажной живописью («Облачный день», «Солнце в лесу»), пробует свои силы в изображении человека труда («У главного конвейера на автозаводе им. И.А. Лихачева»), уже будучи автором известных диорам создает полотно, обогатившее советскую художественную Лениниану, — «В.И. Ленин на субботнике» (1965). Но главной его темой стала все-таки военная: «Севастополь. Малахов Курган», «Тяжелая батарея под Севастополем», портреты моряков-черноморцев, «Крейсер «Варяг» и многие другие, воспевающие мужество солдата в недавно отгремевшей войне и российского воина в сражениях далеких времен.

Диорама (фрагмент)

В 1952 году на Всесоюзной художественной выставке большим успехом пользовалась диорама «Альпийский поход Суворова», выполненная художниками Студии имени М.Б. Грекова — А.И. Интезаровым, П.Т. Мальцевым и Ф.П. Усыпенко. Это была первая диорама в творческой практике нашего земляка и первое в советской панорамной живописи произведение на тему героического военного прошлого России. И зрители, и критика единодушно посчитали эту первую попытку заслуженной удачей художников.

Диорама — особая разновидность искусства живописи. Она состоит из живописного полотна, расположенного полукругом впереди смотровой площадки. Между полотном и смотровой площадкой находится предметный план (бутафорские и реальные предметы, сооружения), составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Благодаря такому сочетанию в диорамах, как и в панорамах, изображаемая натура достигает большой иллюзорности, то есть создается впечатление глубины пространства, достоверности воссозданных событий.

Вспоминается, как туристский автобус вез нас в Севастополь к диораме П.Т. Мальцева (так ее называют в литературе). По-весеннему припекало солнышко, и молодая зелень деревьев была яркой и сочной. И до самого горизонта цвели алые маки — как капли крови тех, кто штурмовал эти отроги в мае сорок четвертого.

Я стоял на макушке горы, у полукруглого здания диорамы, сложенного из инкерманского камня. Да, не случайно в народе так объясняют возникновение названия «Сапун-гора»: пока на нее взберешься — посопишь. Но воины 4-го Украинского фронта поднимались на эту вершину не праздными туристами и шли они не прогулочным шагом. Здесь каждая пядь земли обагрена кровью героев.

В 1958 году Петр Тарасович Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы…». Еще через год он создал (при участии Г.И. Марченко и Н. С. Присекина) ныне знаменитую, самую большую в нашей стране диораму. Все ранее известные произведения такого рода относительно небольшие по размерам. В них фигуры людей и предметы меньше их натуральной величины. В «Штурме Сапун-горы 7 мая 1944 года» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах.

«Севастополь»

— Больше года работали мы над диорамой, — рассказывает Петр Тарасович. — Это, пожалуй, самое большое из созданных советскими художниками произведений этого рода. Его размер: 135 квадратных метров живописный холст и 80 квадратных метров натуральный план. Но не это, конечно, главное. Важно то, что диорама впервые охватывает оперативный масштаб боевых действий на участке12 километров. Задача была трудной для художников. При этом почти все фигуры переднего плана являются портретными, изображают реальных людей, участников штурма.

За создание этого выдающегося произведения изобразительного искусства П.Т. Мальцев удостоен Большой Золотой медали Академии художеств СССР. Награжден он также Золотой медалью имени М.Б. Грекова — за достижения в области батальной живописи.

Уже полным ходом шла работа над творением, которое Петр Тарасович считает главным делом своей жизни, — панорамой в Волгограде, а художник нашел в себе силы одновременно вместе с Николаем Сергеевичем Присекиным создать диораму «Бой воздушного десанта под Вязьмой зимой 1942 года».

Человек, хорошо знающий и Мальцева, и Присекина, рассказывает о них так:

— Если бы меня спросили, что является характерной чертой обоих этих художников, я, не задумываясь, ответил бы: редкостное трудолюбие, немногословность, очень высокая самодисциплина и полная самоотдача в процессе работы. Они работают и в субботу, и в воскресенье, и так целые годы.

За диораму «Бой воздушного десанта…» П.Т. Мальцев и Н.С. Присекин в 1971 году удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

Когда по решению Совета Министров СССР в Волгограде начал возводиться мемориал «Памятник вечной славы», в архитектурно-скульптурном ансамбле предусмотрено было также создание панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом». Подобрали группу военных художников Студии имени М.Б. Грекова. Высокой чести возглавить эту группу удостоился Петр Тарасович Мальцев.

Работа началась в конце 50-х годов и длилась более двух десятилетий. Перед художниками стояла задача поистине грандиозного размаха.

Всемирной известностью пользуются панорамы Ф. Рубо «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». Грековцам предстояло создать панораму — первую в истории советского искусства и превосходящую по масштабу творения Рубо. Конечно, искусство измеряется не метрами, но все же вдумайтесь в эти цифры: длина по периметру живописного полотна Волгоградской панорамы -120 метров, а высота -16 метров, то есть высота четырехэтажного дома. Это крупнейшее панорамное полотно не только в Советском Союзе, но и во всем мире.

Понятно, что прежде чем приступить к созданию эскизов, творческая группа во главе с Петром Тарасовичем глубоко изучила исторические события, которые ей предстояло изобразить. В академии Генерального штаба и Военной академии имени М.В. Фрунзе они прослушали специальные циклы лекций, затем работали в архивах, музеях, встречались с участниками битвы, вместе с Маршалом Советского Союза В.И. Чуйковым выехали на место боев и там прошли и изучили линию фронта, расположение воинских частей.

Мало того: чтобы панорамисты смогли конкретно представить себе сражение, специально для них были показаны инсценировки, по своему характеру приближающиеся к завершающему этапу битвы на Волге.

В помощь творческой группе П.Т. Мальцева была создана коллегия военных консультантов, в состав которой вошли прославленные советские полководцы: маршалы Советского Союза А.И. Еременко, В.И. Чуйков, Н.П Крылов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, генерал армии В.В. Курасов, генерал-полковники И.И. Людников, М.С. Шумилов и другие. Работа над панорамой, как мы уже сказали, шла долго, многие из этого славного списка не дожили до ее завершения. Потери понес также и творческий коллектив: в газетах имя художника Георгия Ивановича Марченко, старого соратника Петра Тарасовича еще по «Штурму Сапун-горы», появилось в траурной рамке.

Мы уже говорили о грандиозных размерах полотна Волгоградской панорамы. Теперь надо еще учесть, что глубина натурного ряда по радиусу от смотровой площадки равна тридцати метрам и на нем наряду с макетами размещаются подлинные, бывшие в боях танки, машины, орудия, чтобы представить себе, какое необыкновенное впечатление производит это монументальное произведение.

Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — составная часть музейного комплекса «Сталинградская битва» — является выдающимся произведением отечественного изобразительного искусства. Она увековечивает бессмертный подвиг защитников волжской твердыни.

В Студии имени Грекова художники не делят между собой славу. Они равны, как солдаты перед своим генералом, — искусством. И какая кому доля принадлежит во всех коллективных трудах, такого разговора у панорамистов не бывает. Передо мной проспект панорамы, изданный к 40-летию Сталинградской битвы: фамилии ее создателей перечислены в строго алфавитном порядке: народные художники РСФСР Н.Я. Бут и В.К. Дмитриевский, заслуженный художник РСФСР П.И. Жигимонт, народный художник СССР П.Т. Мальцев, заслуженный художник РСФСР Г.И. Марченко, народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР М.И. Самсонов, заслуженный деятель искусств РСФСР Ф.П. Усыпенко.

Чувство гордости вызывает тот факт, что среди семи создателей выдающегося произведения батальной живописи есть и имя нашего земляка Петра Тарасовича Мальцева.

Лев ЯРУЦКИЙ

«Приазовский рабочий», 8 декабря 1982 г.

 

Постскриптум 1997 года

 

Хотя со времени опубликования очерка прошло 15 лет, ничего нового по теме сказать не могу. Мои попытки установить связь с

П.Т. Мальцевым оказались безуспешными, над чем он работал после окончания панорамы, не знаю. Не знаю также, жив ли он.

В первой половине 80-х годов я активно переписывался с П.И. Жигимонтом. Оказалось, что Петр Иванович не только соратник Мальцева по работе над панорамой, он и его земляк, то есть уроженец Мариуполя. Некоторые подробности об этом читатель узнает из очерка о Жигимонте, который я напечатал в «Приазовском рабочем» к 70-летию Петра Ивановича.

 

 

Лев ЯРУЦКИЙ

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок

Оставить комментарий