РАКЕТНАЯ ТЕХНИКА СОЗДАВАЛАСЬ В МАРИУПОЛЕ

Четверг, Май 19th, 2011

16 декабря 1947 года вышло в свет постановление ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР, в котором предписывалось создание трех типов железнодорожных цистерн для топливозаправщиков, созданных конструкторами ракетных двигателей. А поскольку завод им. Ильича к тому времени уже специализировался на производстве цистерн, эта работа была поручена ему. Появление нового заказа заводчане приняли как должное, не связывая его с международной обстановкой, а потребность в топливозаправщиках вызывалась именно ею.

Ракетный комплекс Р-12

Люди военного поколения помнят, что союзнические отношения с Англией и США, рожденные в войне против фашизма, сразу же после победы над Германией стали портиться. И уже 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль, выступая в присутствии американского президента Гарри Трумена в Вестминстерском колледже города Фултона (штат Миссури), заявил, что англоязычные народы, в первую очередь Великобритания и Соединенные Штаты Америки, должны объединиться, поскольку Советский Союз и международное коммунистическое движение, поддерживаемое им, представляют для них смертельную угрозу. Фултонская речь Черчилля явилась открытым объявлением начала «холодной войны». И это заставило руководство Советского Союза принять адекватные меры.

Чтобы ускорить выпуск топливозаправщиков, вслед за заданием на завод им. Ильича поступила в качестве образца захваченная в конце войны цистерна для жидкого кислорода, которая использовалась для заправки гитлеровских самолетов-снарядов ФАУ-2, которыми германские ракетчики бомбили Англию. Но ильичевские конструкторы не стали ее копировать, а пошли своим путем.

Как вспоминал один из ведущих конструкторов А. В. Ефимов, перед тем, как начать разработку проекта, они вступили в контакт с конструкторским бюро В. П. Бармина — создателя пусковых установок реактивных снарядов, именовавшихся в народе «катюшами», и с их помощью разработали чертежи отечественных цистерн для топливозаправщиков. И как только заводские конструкторы изготовили рабочие чертежи, цех цистерностроения приступил к производству топливозаправщиков небольшими сериями.

В 1958 году, в связи с тем, что завод им. Ильича было решено специализировать на производстве металла, из его состава были выведены машиностроительные и некоторые другие цеха, и на их базе был создан завод тяжелого машиностроения. Эта операция для цистерностроителей прошла безболезненно, и они продолжали выпускать топливозаправщики для боевых ракет, пока не поступили новые заказы. А появились они после того, как С. П. Королев начал разработку межконтитентальных ракет.

После этого «Ждановтяжмаш» начал изготовление новых типов топливозаправщиков. Один из них был использован для заправки ракеты, вынесшей на околоземную орбиту космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту.

Тогда же, в самом начале, на «Тяжмаш» поступило новое задание.

Дело в том, что 1 июня 1960 года Государственный комитет оборонной техники издал приказ «О создании шахтных пусковых установок ракет «Р-9″, «Р-12″, «Р-14″ и «Р-16″, а также специальных комплексов «Двина», «Чусовая», «Шексна», «Десна».

Всей этой программе было дано кодовое название «Щит Родины». В  соответствие с этим приказом ждановские машиностроители в ходе осуществления программы «Щит Родины» изготавливали всю «начинку» и оборудование ракетных шахт.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Тяжмаш» оставался головным предприятием по выпуску современной заправочной техники. В течение 60-х годов тяжмашевцы создали для СССР и союзных с ним стран Варшавского договора, пользовавшихся советским ракетным оборудованием, 28 модификаций новых топливозаправщиков, в том числе «ТЗ-22″, «ТЗ-23″, «ТЗ-30″, «ТЗ-60″ и, наконец, «ТЗ-90″. Создали они тогда и самодвижущийся топливозаправщик «У-У», считавшийся тогда сверхсекретным изделием. Такое разнообразие их модификаций объяснялось тем, что каждому из видов ракет требовался свой индивидуальный топливозаправщик.

О том, каким был масштаб производства топливозаправщиков, говорит тот факт, что через оборонные цеха «Тяжмаша» прошли более 150 различных их видов. Достаточно сказать, что заправочной техникой на этом заводе занимались 12000 человек.

…Так шло до развала Советского Союза, когда слава активных создателей «Щита Родины» начала гаснуть, а затем и вовсе угасла.

Николай РУДЕНКО.

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий