Судьба святыни мариупольских греков
Воскресенье, Ноябрь 17th, 2013Иконе Богородице Одигитрии, полтора столетия украшавшей иконостас Успенской церкви Мариуполя, более пятисот лет. И хранилась она до переезда в Мариуполь в Крыму, в Успенском ските, возникшем в конце 15-го века и остававшемся оплотом христианства в Крыму. А возник он, как повествует то ли предание, то ли легенда, вот каким образом.
…Однажды чабан, пасший овец в долине Майрум-Дере, увидел на самом верху скалистого обрыва икону и сообщил об этом своим землякам. Те обратились к своему главе — топарху Михаилу. Икону, на которой было изображено Успение Пресвятой Матери Божией, с трудом снесли со скалы и передали топарху. Но утром следующего дня оказалось, что она исчезла неизвестно куда. А чабан обнаружил ее все на той же скале, в том же малодоступном месте. Ее снимали несколько раз, а она снова и снова исчезала, чтобы оказаться на одном и том же месте. И тогда поняли все, что образ Богородицы не хочет находиться нигде, кроме избранного места.
Вот тогда местные жители выдолбили на сравнительно большой высоте небольшой храм, в который можно было подняться только по лестнице, и установили в нем икону. И назвали эту церковь – скит Успенским, поскольку явление иконы произошло 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы, а возникшее возле Бахчисарая селение стало носить имя то ли Мариамполя, то ли Майрум.
Но кроме этой легенды, существовала еще одна. Согласно ей, на нависавшем над долиной Майрум-Даре обрыве полтысячи лет назад появился огромный змей, убивавший и пожиравший людей и животных. Отчаявшиеся жители не надеявшиеся выжить, обратились с горячей молитвой о заступничестве к Матери Иисуса, и заступница услышала их. Об этом они узнали, увидев на скале, где жил змей негасимую свечу. В отвесной стене греки вырубили ступеньки и, поднявшись наверх, они увидели мертвого змея и икону Божьей Матери. Змея они на радостях сожгли, а в благодарность Деве Марии вырубили в стене помещение и построили там церковный скит.
С тех пор и считают греки ее чудотворной и ежегодно поклониться ей собирались все греки Крыма в день Успения – 15 августа, когда совершался благодарственный молебен. И совершал его всегда владыка и духовный наставник крымских христиан. В последние годы это делал митрополит Игнатий. Само собой понятно, что, уходя из Крыма в далекое Северное Приазовье, и прихожане Успенского скита, да и все христиане не могли оставить икону в Крыму. Вот как описывает момент начала ее пути великий сын крымских греков Ф.А. Хартахай: «…в Успенском скиту проходила картина, достойная кисти художника. Сюда в последний раз сошлись, одетые в рубища, сыны Пантикапеи, Феодосии и знаменитого Херсонеса, чтобы навсегда оставить страну печалей и воздыханий. Здесь митрополит Игнатий служит благодарственный молебен многовековой покровительнице Христиан в Крыму. После молебна митрополит, священники и все христиане с торжеством подняли лик Божьей Матери и потянулись пестрой толпой, с пением и ликованием через горы и равнины, покинув навсегда негостеприимные, но заветные берега Крыма».
В этой патетической тираде автор допустил небольшую неточность: икону Божьей Матери греки вывозили из Крыма с большой предосторожностью и под охраной русских войск, потому что она была почитаема и среди большей части татар, которые считали ее и своей святыней. Существует даже предание, что вывезли ее греки в одной из многочисленных бочек. В дороге тогда даже произошел, как пишут некоторые авторы, следующий инцидент. Уже за Перекопом среди переселенцев распространился слух, о том, что икона куда-то запропала. И многие решили возвращаться назад, считая, что она не хочет уходить из Крыма. На счастье обнаружилось, что она цела и невредима, и переселение продолжалось. И хотя вдоль пути осталось немало могил, умерших от горячки (а ею переболел и сам Суворов), греки считали, что эта святыня хранила их в пути.
В Северном Приазовье национальная святыня греков нашла свое пристанище в Успенской церкви, построенной в 1782 году. Надо сказать, что этот храм трижды менял свое лицо. Из-за быстрого обветшания он был заменен новым, а в 1887 году на его месте построили новый, пятикупольный, ставший украшением Мариуполя.
Весть о том, что в Мариуполе в Успенском храме установлена чудотворная икона Божьей матери, быстро распространилась за пределы уезда, и в город на Успение, чтобы поклониться ей, приезжали многие издалека, даже из причерноморских городов и сел. И нередко с дарами Успенскому храму. Так, жена генерала Мартынова, приезжавшая в эту церковь, подарила украшенную драгоценными камнями серебряную ризу для знаменитой иконы. Может быть, эта риза еще не одно столетие украшала бы святыню, не случись великой октябрьской революции. А так она была в мариупольском храме до 1921 года, когда появился ленинский декрет о том, что, якобы для спасения голодающих, реквизировать все драгоценности у церквей. Этого открытого грабежа не избежал ни один мариупольский храм. А спустя десятилетия их постигла горькая участь. По инициативе Союза воинствующих безбожников с благословения партийных органов все церкви, служившие украшением города, были взорваны, а на месте большинства их построили школы.
А что же было с иконами, и, в частности, с иконой Матери Божией Одигитрии? С этим вопросом я обратился к известному краеведу А.Д. Проценко, родившемуся и выросшему в Мариуполе. И бывшему свидетелем тому, как воинствующие безбожники рушили храмы. И вот что он рассказал:
«Тогда мы жили недалеко от Харлампиевского собора, и я лично видел как оттуда выносили иконы. Может быть, выносили их и из других церквей. Помнится, что верующим говорили, что их передадут в музей. Но позже их в музее не оказалось. Так что судьба иконы Одигитрии осталась и до сего дня неразгаданной тайной… »
И еще Аркадий Дмитриевич поведал, что не так уж и давно издалека в Мариуполь приезжали две монахини, чтобы поклониться чудотворной иконе. И когда они в поиске обратились к священнослужителям, те посоветовали обратиться к нему. И, не узнав ничего нового, они с разочарованием заметили: «А мы надеялись, что она хранится в Мариуполе…».
Значит надежды не только «юношей питают». Будем и мы питать ее, что придет время, и она вновь явится мариупольским грекам. Ведь сохранился созданный еще византийскими мастерами образ святого Георгия, украшавший иконостас Харлампиевского собора.
Николай РУДЕНКО.
«Спасибо» за статью. Как увидел заголовок, аж пятки задрожали, а как открыл и увидел «Николай Руденко», все прошло, осталась только злость и ненависть к людям, которые пишут историю под политический заказ.