ХРОНИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Пятница, Сентябрь 9th, 2016

В оперативной сводке Совинформбюро за 10 сентября 1943 года сообщалось: «Наши войска, наступающие вдоль побережья Азовского моря, сломили упорное сопротивление противника и овладели городом и портом Мариуполь…»

Восстановление «Азовстали». Завод построили практически заново.

«ПРИСТУПИТЬ НЕМЕДЛЕННО»

Из Приказа наркома черной металлургии СССР И. Тевосяна №275 от 10 сентября 1943 года: «В связи с возобновлением деятельности металлургического завода «Азовсталь» и началом восстановительных работ, приказываю:
1.            Назначить директором завода «Азовсталь» тов. Когана П.И.
2.            Назначить главным инженером завода «Азовсталь» тов. Романько И.Н.
3.            Обязать т.т. Когана П.И. и Романько И.Н.:
а)            проверить состояние завода, выявить агрегаты, сохранившиеся в целости или требующие небольшого ремонта, и обеспечить немедленный их ввод в действие;
б)           немедленно приступить к работам по восстановлению агрегатов, производственных цехов и сооружений завода;
в)            в двухнедельный срок представить в Наркомат доклад о состоянии завода и предложения о порядке, сроках и очередности восстановления завода.
4.            Для обеспечения руководства основными участками завода откомандировать на завод «Азовсталь» работников, согласно приложению…»


Упомянутые в приказе руководители завода и его подразделений П.И. Коган, И.Н. Романько, Н.А. Шаповалов, П.А. Валуев, А.С. Красовицкий, Г.Н. Валенко, В.П. Крылов, А.И. Кочетков, Б.С. Торговицкий, В.В. Лепорский, П.Т. Мочалов, С.М. Сроелов, А.Е. Яковлев на попутном военном грузовике прибыли в Мариуполь ночью 12 сентября. Рано утром следующего дня они уже были на площадке разрушенного предприятия…

 ЗАВОДА ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО

Вот как описываются те далекие дни в книге «»Азовсталь»: очерки» (Донецк: Донбасс, 1983 г.): «Всюду громоздились груды бетона, исковерканного металла. Полностью или почти полностью были разрушены насосная станция морской воды, паровоздуходувная станция, первая и вторая доменные печи, электроподстанции, газоочистка, компрессорная, рудные и портальные краны. На территории завода не было воды, электроэнергии, кислорода. Чтобы не распылять силы, решили взяться за домну, которая пострадала меньше других. Параллельно с этим занялись восстановлением пешеходного моста через Кальмиус, а также пекарни.

В качестве источника электроэнергии заводчане использовали найденный в степи локомобиль. Вскоре в механическом цехе уже работали пять токарных станков. На базе уцелевших котлов коксохимзавода начали монтаж временной электростанции».
Энергетики подготовили скважину, ‚установили найденные в разрушенных цехах насосы и дали питьевую воду для нужд заводчан. Заработала кислородная – первая в освобожденном Донбассе. Металлурги вместе со строителями‚монтажниками восстанавливали здания, паровоздуходувную станцию, железнодорожный мост через Кальмиус, в результате завод «Азовсталь» получил выход к стальным магистралям страны.

ЗАВОД ИМЕНИ ИЛЬИЧА: ПЕРВАЯ  ПЛАВКА СПУСТЯ ДВА МЕСЯЦА

Разрушенная домна завода имени Ильича
Хронику восстановления промышленного гиганта можно проследить по книге Юрия Некрасовского «Огненное столетие. 1897 – 1997».
11 сентября в Мариуполь приехали А.Ф. Гармашев и ряд руководящих работников завода имени Ильича, находившихся в эвакуации.
12 сентября начались восстановительные работы, на следующий день в них приняли участие более 10 тысяч человек.
13 сентября 1943 года начал работать отдел рабочего снабжения завода.
20 сентября дала ток восстановленная турбина.
25 сентября начали работать цех водоснабжения и хлебозавод.
29 сентября директор завода А.Ф. Гармашев сделал доклад активу ильичевцев, в котором были определены мероприятия по восстановлению завода и график пуска восстановленных объектов. Мероприятия и график были утверждены. Еще шло восстановление цехов, а завод уже начал выдавать продукцию.
30 сентября завод и Ильичевский район получили электроэнергию.
15 октября заработал первый блок кислородной станции.
10 ноября дала первую плавку стали после восстановления мартеновская печь №5.
15 ноября отремонтированы мостовые краны первой очереди.
25 ноября стала в строй действующих мартеновская печь №1.
28 ноября начали плавить сталь в восстановленной мартеновской печи №2.
10 декабря заработала мартеновская печь №6.
К концу 1943 года было произведено 25 тысяч тонн стали, более тысячи тонн проката, для действующей армии изготовлено 1380 автодеталей, сделан ремонт двадцати танков…

СУДОРЕМОНТ НЕ МЕНЕЕ ВАЖЕН
Из книги Л.К. Молодца «Славной истории строки». Согласно решению ГКО СССР от 31 октября 1943 г. и приказу НК ММФ от 10 ноября 1943 г., на Мариупольском судоремонтном заводе необходимо было восстановить в первую очередь следующие объекты: токарный, слесарный, котельный, электромонтажный, трубопроводный, медницкий, литейный, кузнечный и деревообделочный цехи, электростанцию первой очереди на 150 кВт.
3 октября 1943 года все судоремонтники вышли на воскресник. С энтузиазмом работали на восстановлении литейного цеха, станков, парового молота. К концу 1943 года были восстановлены и сданы в эксплуатацию следующие объекты: в октябре – литейный, медницко-трубопроводный цехи и модельные мастерские; 11 декабря – котельно-корпусный и кузнечный цехи; 30 декабря – деревообрабатывающий цех.

РАДОСТЬ СОЗИДАНИЯ
15 октября 1943 года в Портовском районе открылся первый после оккупации детский сад.
15 сентября на проспекте Республики приступили к переоборудованию бывшей кондитерской для устройства в этом помещении кинотеатра «Родина».
19 сентября возобновлена производственная деятельность Мариупольского спиртоводочного завода.
22 сентября вышел первый номер «Приазовского рабочего» после освобождения Мариуполя от немецко-фашистских оккупантов.
25 сентября начал работу восстановленный Мариупольский молокозавод.
30 сентября приступил к работе хлебозавод №1.
30 сентября газета «Приазовский рабочий» опубликовала заметку заведующего библиотекой им. Короленко Д. Орлова, который обратился с просьбой к городским организациям и частным лицам приносить книги, брошюры и географические карты для пополнения библиотечного фонда по адресу: ул. Карла Маркса, 13.
13 октября газета «Приазовский рабочий» напечатала информацию к первой постановке театра: «Строители прилагают все усилия, чтобы переоборудовать помещение для городского театра к открытию театрального сезона – 16 октября с.г.».
16 октября начался театральный сезон в только что переоборудованном помещении бывшего гастронома.
К 25 октября рыбаки Мариупольского рыбоконсервного комбината, начав лов в первые же дни после освобождения города от фашистов, добыли 1427 центнеров рыбы.
5 ноября в Мариуполе начали работать радиоузел и телефонная станция.
6 декабря 1943 года после восстановления здания на улице Вузовской возобновилась научная и учебная работа в Мариупольском металлургическом институте.
13 декабря начальник Управления учебных заведений Наркомата танковой промышленности предписал возобновить учебные занятия в Мариупольском металлургическом техникуме.

 КАДРЫ КИНОХРОНИКИ
Мариуполь в первый день изгнания врага показан в сентябрьском выпуске киножурнала «Союзкинохроники» за 1943 год, который был целиком посвящен освобождению Донбасса от фашистских захватчиков. Кварталы полностью сожженных домов, невероятное переплетение искореженных металлоконструкций и трубопроводов, руины паровоздуходувной станции «Азовстали», полузатопленный танкер «Грозный» в канале, накренившийся стальной корпус легендарного парусника «Товарищ» в порту, импровизированный митинг у здания Госбанка, наконец, растерянные лица мариупольцев, исхудавших, плохо одетых, еще не верящих в свое освобождение. Город снимали с самолета и с земли фронтовые операторы.

Сергей Буров

 

Добавить запись в закладки:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Мой Мир
  • Twitter
  • LiveJournal
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • email

Оставить комментарий